«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Блоги /

Среднее демографическое

Ольга Гуманова

Ольга Гуманова

редактор рубрики Религия портала pravda.ru

Опубликовано в журнале Вода Живая. № 3[134]. Март 2011
Все публикации автора

«Больше двух в одни руки не давать»

Принимая решение о том, когда вступать в брак и сколько рожать детей, современные молодые женщины руководствуются сценарием, усвоенным в годы пионерского детства... их мамами и бабушками. Влияние материнских установок трудно переоценить: женщина может перечитать груды «прогрессивных» глянцевых журналов или груды благочестивых брошюр, пересмотреть гигабайты ток-шоу о семейной жизни с участием психологов, но в момент, когда нужно будет принять серьезное решение, материнский голос станет очень серьезным аргументом.
Какой сценарий демографического поведения господствовал во времена молодости современных бабушек и прабабушек? «Надо обязательно родить ребенка». Это считалось важнейшей жизненной задачей всех женщин без исключения. Отсутствие законного супруга или наличие у будущей матери тяжелых заболеваний оправданием не считалось. Но была у этого лозунга и другая сторона медали. «Родить ребенка» — то есть родить одного. Двое детей рассматривались как предельно допустимый максимум, а отношение к тем, кто решался родить троих или больше, выражалось характерным жестом у виска, указывающим на психическую неполноценность. Считалось, что «нищету плодят» только асоциальные элементы — деревенские алкоголички, цыганки с вокзала или забитые женщины в горных кишлаках, которые так и не восприняли принесенную советской властью свободу.
Моментом инициации в «настоящие женщины» считался аборт. О рождении второго ребенка через небольшой промежуток времени после первого женщины рассказывали, будто бы извиняясь, с объяснением причин, почему они не сделали сам собой разумеющийся аборт: «Врачи не советовали аборт делать, у меня резус отрицательный, вот я Колю-то и оставила». Рассуждения о том, что Колю, сегодня горячо любимого и улыбающегося, когда-то всерьез подумывали живьем разорвать на части, никого не смущали. На модель среднестатистической семьи в те годы распространялись такие же правила уравниловки, как на прочие атрибуты благополучия и достатка — квадратные метры жилплощади, шесть соток садового участка, автомобиль «Жигули». Больше двух в одни руки не давать.

«Лишние» дети

Стереотип «одного ребенка каждой женщине иметь обязательно» владеет умами и в наши дни. «Ребенок — в каждую семью» — таков девиз одной из частных клиник, выполняющих процедуру ЭКО или зачатие в пробирке.
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви сказано, что «все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение „избыточных“ эмбрионов» являются «нравственно недопустимыми с православной точки зрения» (п. XII. 4 Концепции). Ученые отмечают, что в наши дни ЭКО уже не обязательно связано с уничтожением эмбрионов — появились методики, которые позволяют зачать только то количество детей, которое женщина способна выносить в утробе без серьезных угроз для их и собственного здоровья, то есть двоих или троих, и имплантировать их всех в матку. Но проблема не только в этом.
Беда в том, что под одним и тем же лозунгом — «Ребенок в каждую семью!» — одних женщин, то есть страдающих бесплодием, агитируют зачинать и рожать детей вопреки своей природе, а других, то есть здоровых, которые зачинают, вынашивают и рожают легко, гонят на аборты, навязывают гормональную контрацепцию и оказывают на них психологическое давление, убеждая, что детей им уже хватит.
Подобная жизненная философия, в которой есть место только для одной семейной модели — женщина + один ребенок + меняющиеся мужчины, роль которых третьестепенна — может произрастать корнями только из эпохи безбожия, зародиться только в умах людей, которые не верили в Божий Промысл и пытались все распланировать самостоятельно, при этом не видя за деревьями леса. Им казалось, что если заставить одну женщину родить одного ребенка, но и не дать ей родить более двух, то всем будет хорошо — и численность советского народа не будет сокращаться, и не пострадает экономика, потому что своих одного-двух детей женщины сдадут в ясли и детские сады и вернутся на производство. Только ничему этому не суждено было сбыться. В 1960-е годы Россия оказалась в авангарде стран с тенденцией к резкому снижению рождаемости. К 1980 году коэффициент суммарной рождаемости в России упал до 1,86, это был самый низкий уровень за весь период до 1991 года. С 1957 по 1990 год в СССР было произведено 240 млн искусственных абортов — понятно, что в эту статистику вошли только легальные операции, произведенные в медицинских учреждениях. Миллионам людей, количество которых почти на порядок превышает число жителей современной России, просто не дали родиться.

Без уравниловки

Выбраться сегодня из демографической ямы можно только одним путем — поняв и приняв, что решать, какому количеству людей следует рождаться на свет — это Божия, а не человеческая прерогатива. В учении Церкви нет места уравниловке. Святые отцы писали о том, что каждому человеку следует строить свою жизнь в соответствии с данными ему Богом способностями и талантами, а не пытаться урвать у жизни чужое.
«Бог сотворил нас, (чтобы) каждый верный совершал в жизни (свои) дела: одних Он поставил учить, других учиться, иных начальствовать над многими, других же подчиняться им, и одним Он дал премудрость, другим знание и слово, иным (дал) пророчествовать, другим говорить языками, иным творить чудеса и производить силы, других показал предстоятелями... [...] Каждому из людей Он даровал по достоинству (свой) дар и преимущество, как один Он знает — Бог и Творец всех, неизреченным образом, для полезной деятельности в жизни. Поэтому каждый пригоден не к тому ремеслу, какого сам он желает, но для какого он создан, и к нему он имеет природную способность и свойства», — писал преподобный Симеон Новый Богослов в своих «Божественных гимнах».
Одна из целей жизни православного христианина — раскрыть свои таланты в полной мере, не позволить им пропасть впустую. Поэтому человеку церковному покажется одинаково диким как навязывать материнство женщине, тело и душа которой явно для этого не предназначены, только на том основании, что она принадлежит к женскому полу и «обязана выполнить свой долг перед человечеством», так и убеждать многодетную мать, что рожать ей уже хватит, потому что она вышла за рамки среднестатистических показателей.
Согласитесь, ведь музыкальные школы тоже открывают не для того, чтобы набрать туда детей без слуха и чувства ритма и замучить гаммами, а художественные — не для тех, кто отлично считает, но не в силах изобразить на бумаге даже «палка-палка-огуречик». Почему же у нас тогда к созданию семьи и материнству очень любят принуждать тех женщин, которые не имеют к этому интереса и склонности? Разве для материнства требуется меньший талант, чем для любой другой деятельности, разве оно по сравнению с ней менее почетно?
К сожалению, так бывает и в православных общинах. «Люда, ты совсем замонашилась! Ходишь в сером, все молишься да молишься. А надо тебе жениха и деток побольше!» — раздается вслед сорокалетней женщине, которая давно нашла свое счастье в другом: в научной работе, связанной с переводами старинных рукописей, путешествиях, пении на клиросе, участии в группе добровольцев, посещающих детские дома. В то же время, когда у мамы уже четверых детей вновь заметно округляется живот, за ее спиной слышатся иные пересуды: «Вот и куда она рожает? Сколько же можно? Да посмотрите, что у нее за дети, — вечно в соплях, донашивают друг за другом обноски». Говорят это бабушки, которые «прожили жизнь» — с комсомольской молодостью и десятком абортов в анамнезе.

Просто не мешать

Если вы желаете помочь России выбраться из демографической ямы, то для этого не нужно обклеивать все переходы метро социальной рекламой, выходить на митинги и умножать бесконечные «перепосты» в интернете. Достаточно просто не мешать тем, кто любит детей, хочет иметь их много и не желает останавливаться на достигнутом. Ведь люди часто отказываются от рождения второго, третьего, четвертого и так далее ребенка не потому, что у них критическое материальное положение или проблемы с жильем, а в первую очередь из-за того, что их поведение не одобряется в обществе. Многодетные вынуждены превращаться в «ежиков», всегда готовых выставить иголки для защиты от бестактных соседей, насмешливых коллег по работе, бесцеремонных врачей из женской консультации и детской поликлиники.
А ведь если бы избранную многодетными семейную модель считали не единственно возможной, но одной из возможно правильных, то, глядишь, и нашлось бы гораздо больше желающих помочь большим семьям материально и жилищно, начиная от одинокой соседки и заканчивая государством.
Ведь вы же любите книги, написанные хорошими писателями, и выказываете недовольство, когда бездарную книгу навязывают с помощью рекламы, потому что ее написала известная певица или модель? Вы с нетерпением ждете новой интересной книги писателя, который уже приобрел известность как автор нескольких хороших книг? Тогда пожелайте тем, у кого дети удаются и в количестве, и в качестве, еще младенцев, а тем, для кого семья не является призванием — счастья в чем-то ином.

Ольга Гуманова, редактор рубрики Религия портала pravda.ru

Добавить комментарий

Комментарии

Света (29 марта 2011, 21:59)
Согласна с мнением автора. На мой взгляд, к этому вопросу может быть только очень осторожный и взвешенный подход.
Тарасенко Елена (3 апреля 2011, 11:50)
Чем дольше живешь, тем яснее понимаешь, что надо было хотя бы двух... Но для этого нужна не только женщина — мать, но и мужчина — отец. Просто милый и порядочный, беспомощный, от всех проблем загораживающийся книгой... позволяющий все решать самой... и это совсем не худший вариант. Вот и рожали одного...
л (30 июля 2011, 11:13)
Очень мудрая статья. Всячески надо поддерживать многодетные семьи и уважать выбор тех, у кого нет таланта и просто способностей для создания семьи. Ни в коем случае не навязывать. Всё равно ничего доброго не выйдет. А у меня не только не сложилась семья, но произошла большая беда.
Иван (16 сентября 2011, 11:51)
А кто деньгами будет помогать, даже если в семье 1 ребёнок? Кто создаст стартовые условия для его развития? Или что у всех финансовые возможности одинаковые? Если нет, то при чём тут дети? Почему одни должны в плохих условиях жить, а другие в отличных? Говорить легче, чем мешки ворочать.