«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 9, 2010 год

ДЕТОВОДИТЕЛИ КО ХРИСТУ

Педагогическая община? Это что-то вроде христианского профсоюза? Для чего православным объединяться по графе в трудовой книжке? Чтобы вернуть «идеологическую составляющую» в образовательный процесс или чтобы привнести в него немного любви и человечности? За ответами на эти вопросы корреспондент «ВЖ» отправился на традиционный сбор педагогической общины прихода Свято-Иоанновского монастыря.


Такого количества учителей я не видел с собственного выпускного вечера. В небольшую комнатку набилось человек пятьдесят: все больше женщин разного возраста, но было и много мужчин. Радостно-деловая атмосфера! Не мудрено: начало учебного года, впереди столько дел, замыслов, да и трудностей тоже... Раздаются поручения и звучат просьбы («Дорогие родители... Кто на машинах, помогите отвести вещи!..»), учителя приветствуют друг друга, обмениваются новостями, тут же снуют те самые дети, для которых все и затевалось. На стене расписание мероприятий и список ответственных лиц, в углу — иконы... Откуда-то вкусно пахнет пирогами. Наконец веселый хаос приобретает некоторую упорядоченность, входят священники — отец Николай Беляев и отец Олег Гаврилов, окормляющие общину, вносят аналой, и начинается молебен. Поют слаженно: видно, что здесь большинство людей давно воцерковленных. По окончании молебна священники по очереди произносят напутствие, благословляют новые начинания. Потом объявление: у одного из учителей вышла книжка, «заинтересованные могут подойти и приобрести...». Наконец поздравляют именинников и отца Николая, который недавно был удостоен патриаршей награды. Он грустно шутит о том, что ему пора на покой: «Вот отец Олег молодой, сильный, мудрый, любящий, а мне, как старым лотерейным билетам, пора в тираж погашения». Все дружно возражают, а отец Олег под общий смех произносит: «Мы вас, отец Николай, переведем в ценные бумаги».



Община


Протоиерей Николай Беляев, старший клирик Иоанновского монастыря, несколько лет назад совершил «модернизационный прорыв» в организации приходской жизни, разделив общину на несколько групп по профессиональному признаку. Сделано это было, чтобы аккумулировать усилия отдельных людей, трудящихся на одной и той же ниве и испытывающих недостаток в поддержке подобных им тружеников. Так на основе приходской общины появилось несколько долгоиграющих проектов. Первым из них была организация патронажа — ухода за престарелыми и инвалидами. А с 13 апреля 2007 года ведется отсчет истории педагогической общины, которая сразу же получила имя святых равноапостольных просветителей словенских Кирилла и Мефодия и сейчас насчитывает около 80 педагогов и 40 студентов-волонтеров. Началось все с того, что учителя решили бесплатно помогать школьникам и студентам прихода в учебе и в подготовке к экзаменам. Потом пришло осознание того, что деятельность можно расширить за счет консультаций в области профессиональной ориентации: советовать выпускникам школ, какой вуз лучше выбрать, готовить их к поступлению.


Еще одним направлением стало проведение лекций для прихожан на самые разные темы: от основ вероучения до психологии. Каждый делится тем знанием, которым владеет, прихожанин включается в процесс обучения, но объединяет тех и других не только и не столько стремление научить и научиться, сколько желание выражать свою веру в зрелых практических формах. Читают, скажем, лекцию о музыкальной агрессии в современной культуре. Неужели верующего человека привлекает в ней теоретическая составляющая? Конечно, нет. Познания в этой области необходимы родителям, чтобы знать, чему могут подвергнуться их дети, да и сами подростки совсем не равнодушны к тому, что думают о них взрослые «умники». Или другой пример: лекция директора хосписа о том, как следует ухаживать за смертельно больным человеком, какие слова говорить, как готовить его к последнему часу... С одной стороны, это знание, основанное на теории, на системе (иначе ему нельзя научить), с другой — оно всецело направлено на практику.


В последнее время педагогическая община также помогает Центру детской гематологии и трансплантологии имени Раисы Максимовны Горбачевой. Помощь самая разная: организация концертов для больных детей, помощь семьям приезжих пациентов в бытовых вопросах, например, в починке компьютеров. Был случай, когда в центр попала девочка из детского дома и ей требовалась круглосуточная сиделка. Пока не нашлись деньги, бесплатное круглосуточное дежурство взяли на себя волонтеры педагогической общины.



Осмысленный отдых


Ребенок нуждается во внимании круглый год, и дело тут не в тотальном контроле со стороны родителей и педагогов. Важно, чтобы весь годичный цикл его жизни был наполнен смыслом. Иначе получится, что в течение учебного года он будет включен в какой-то рациональный процесс, а летом добрые (или ленивые?) родители «возвращают ему детство», а в действительности ввергают в пучину собственных иррациональных желаний, а проще говоря, страстей. Для общины учителей организация детского летнего отдыха стала одной из главных задач. Подобная идея появилась всего через несколько месяцев после создания общины, и уже на осенних каникулах 2007 года состоялась первая коллективная поездка в один из пригородов Петербурга. С тех пор такие выезды совершаются регулярно — почти в каждый каникулярный период. Например, на эти летние каникулы были запланированы поездки в Пушкин, на подворье Оптиной пустыни в Сосновом Бору, в Выборг...


Жизнь в таких выездах, которые обычно длятся около двух недель, довольно строго регламентирована. Правил много, но все они разумны. Есть, конечно, строгие запреты на нецензурную брань, курение, непослушание взрослым, но это совсем не главное. Напротив, запреты производны от положительных целей. Все построено вокруг двух неравновеликих смысловых центров. Во-первых, это творчество в самом широком смысле. Игра, дежурство по кухне, мастерские, подготовка концерта, простое общение — все это творчество. И творчество совместное. Главное, чтобы никто не оставался один, не замыкался на себя и не бездельничал.


Второй и важнейший центр жизни детского общежития — попытка воцерковления детей. Ради того, чтобы каждый ребенок приблизился к Богу, и трудятся учителя. Дети, участвующие в выездах, совершенно разные. Порой они довольно далеки от Церкви. Но когда жизнь протекает общинно, когда все время перед глазами пример взрослых (студентов-вожатых и педагогов), когда искренняя вера и молитва присутствуют в жизни детей так просто, как будто иначе и невозможно, — то они и принимаются ими так же просто и искренне. А самое главное — за время поездки увидеть, почувствовать Бога можно повсюду: в детской дружбе, в первой влюбленности, в отношениях между старшими, в вечернем «огоньке», в походах, кострах, в песнях под гитару — во всем том, что каждый ребенок потом привозит домой и сохраняет надолго.



Бог в учителе


Спрашиваю у руководителя общины Екатерины Куприяновой: «Понятно, как ребенок воцерковляется во время загородного отдыха. Но как может приблизить к Богу, скажем, обычный урок русского языка?» Ответ звучит неожиданно, поскольку я всегда считал, что воспитательная составляющая заключена в самом предмете. Но Екатерина Валентиновна считает, что Бог не в предмете, а в учителе: «Когда я занимаюсь со старшеклассниками литературой, например, готовлю к экзамену, я о Боге не говорю. Но подросток смотрит на меня, на мое окружение, невольно подслушивает мои телефонные переговоры по приходским делам и начинает интересоваться. Я ему рассказываю об общине, о наших проектах и спрашиваю, не хочет ли он помочь. И часто оказывается, что хочет, — а потом через общение со сверстниками, через совместное участие в каких-то бескорыстно-добрых делах приходит к Богу». Действительно, для старшеклассника, студента общение — едва ли не главная потребность. Уж лучше быть голодным, чем одиноким. Именно общение, причем общение качественное, в духе любви и поддержки, а не в духе соперничества и «опускания» друг друга, — это то, ради чего молодой человек может прийти в Церковь и остаться в ней.


Я сидел на кухне в офисе общины и, уплетая домашний хлеб с джемом, слушал юношей и девушек, которые разными путями пришли в Церковь. Миша Букин оказался в общине, потому что со школы был знаком с Екатериной Валентиновной и как-то принял участие в одной из загородных поездок. Володя Соснин, исповедуясь отцу Николаю, посетовал на недостаток общения, а тот посоветовал, куда обратиться. А Даша Волженина, как она сама сказала, «просто шла мимо, заглянула в храм во время Всенощной и захотела остаться». Мотивы прийти были различны, но причина, по которой ребята остались, пожалуй, была одной и той же — любовь, с которой их встретили в Церкви детоводители ко Христу.
Тимур Щукин