Что означает «мера полного возраста Христова», о которой пишет апостол Павел (Еф. 4, 13)? Вероятно, имеется в виду то самое, что святые отцы в эпоху Вселенских соборов облекли в лаконичную и предельно емкую формулировку «совершенный Бог и совершенный человек». Эта выверенная, выстраданная формула была выточена великими богословами к середине I христианского тысячелетия в результате острых многолетних дискуссий, такой она и закрепилась в знаменитом Оросе (вероопределении) IV Вселенского собора в Халкидоне.
Совершенного человека явил совершенный Бог — Сын Божий Господь наш Иисус Христос. Явил для того, чтобы перед каждым из нас воссиял зримый Образ человеческого совершенства. Уподобляясь ему, этому Образу, мы растем, крепнем, совершенствуемся или, наоборот, упуская этот Образ из виду, заслоняясь от его света, мы слабеем, увядаем и гибнем.
Процесс совершенствования «в меру полного возраста Христова» для каждого конкретного человека происходит разными путями, в разных формах — иногда даже неведомо для самого человека, подспудно или опосредованно: во встречах с людьми, в познании окружающей культуры. Многое мешает, препятствует этому процессу: встречи с блестящими, привлекательными образами, иногда надолго завладевающими вниманием, но рано или поздно тускнеющими, откладывают, оттесняют на второй план встречу с главным, никогда не тускнеющим Образом. В этих столкновениях и преодолениях, откровениях и разочарованиях протекает наш рост духовный, растянутый на всю жизнь, — рост или, наоборот, деградация.
Один из самых загадочных, до конца не познанный в его противоречивой стихийности отрезок этого роста — подростки. Что мы помним о себе самих, когда нам было
14–15 лет? Каким видят мир подростки сегодня? Какой они видят Церковь? Каково их место в Церкви? И есть ли оно вообще?.. Об этом — первый летний номер нашего журнала
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир