«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 8, 2009 год

ДИСКУССИЯ

1. Нужен ли приходской храм каждой деревне?
2. Кто ходит в церковь в деревне?
3. Надо ли восстанавливать заброшенные храмы?
4. Где взять деньги на деревенский приход?

Протоиерей Николай Денисенко, настоятель Казанского собора города Луги, благочинный Лужского округа:

Я считаю, что в каждой деревне приходской храм не нужен, если деревня малочисленная. Очень экономически трудно содержать храм там, где мало прихожан. Лучше будет, если батюшка приедет на требы. В нашем благочинии есть такая практика. Я сам приезжаю Великим и Рождественским постом в такую небольшую деревню, где никогда не было храма, ради немощных и совершаю Таинства в библиотеке, а остальные ездят в церковь в соседнее село. Вообще, из своего опыта — а я сам из семьи сельского священника — могу сказать, что местные люди не ходят в храм, если он у них есть. Больше ездят из соседних деревень. Такое впечатление, что люди не ценят того, что имеют, откладывают на потом, думают, что раз церковь под боком, то всегда успеют туда сходить. Летом в деревни приезжают дачники и посещают храмы, ходит в церковь и молодежь. Но зимой деревня пустеет. В большинстве деревень нет ни школ, ни больниц, ни даже магазинов. Раз нет детей, то и воскресных школ при храме не создать. Проблемы деревенского храма — это проблемы самой деревни.

Но если исторически в деревне был храм, то его нужно восстанавливать. Есть церковь земная, а есть Церковь Небесная. Раз построен был храм, то он должен стоять. Хотя это тоже может зависеть от численности прихода. Я считаю, что каждый храм должно восстанавливать государство, потому что по его вине эти храмы были разрушены. А сейчас выделяют деньги, только если храм является памятником федерального значения. Если местного, то говорят: ищите деньги сами. Хорошо, если найдется какой-нибудь директор или депутат, заинтересованный в этом. Но самому приходу восстановить заброшенный храм нереально. Поэтому были случаи в нашем благочинии, когда на территории храма построили часовню для совершения треб и литургии. Большие трехпрестольные храмы в маленькой деревне восстановить уже невозможно. Есть у нас, например, заброшенный храм в поле, потому что деревни там уже нет, ближайшая — в двух километрах. Или есть старинная часовня в честь Тихвинской иконы Божией Матери в ста километрах от нас. Там пятнадцать домов, летом приезжают дачники. Раньше нас туда приглашали, и мы ездили и служили литургию. А сейчас не зовут: прихожане умерли.

Протоиерей Иоанн Шпаков, настоятель храма в честь Преображения Господня в деревне Горбунки, благочинный Волосовского округа:

В идеале приходской храм нужен каждой деревне, но на практике современная деревня уже не в состоянии вместить в себя ту высоту духовной жизни, что была сто и более лет назад. Главное сегодня в деревенском приходе — это вопрос физического выживания самого прихода, священника с семьей, вопросы текущего и капитального ремонта храмов, а порой и вопросы, связанные с экстренными мерами по спасению совершенно обветшавших храмов. В Волосовском благочинии таковых большинство.В деревне в церковь ходят в основном пожилые люди простого сословия. Из-за произошедшего за последние двадцать лет : опустошения деревни, отсутствия работы для людей, жилья, надежды на лучшее — многие до того приличные и работящие люди в один миг стали лишними. А человек слаб. И пошло по нашим деревням и весям поголовное пьянство, а теперь и наркомания. Население деревень сократилось в несколько раз. Кто будет ходить в церковь через 20—30 лет? Один Бог ведает. Мы надеемся на милость Божию да на священников-подвижников.

Несмотря на все проблемы, связанные с вечной нищетой деревенских приходов, и отсутствие какой бы то ни было помощи от государства, разорившего и осквернившего наши храмы, бросившего на произвол судьбы свой народ, храмы надо спасать любой ценой. Пусть не восстановить, а хотя бы остановить дальнейшее разрушение зданий для будущих, надеюсь, более мудрых поколений россиян.

Где взять денег на деревенский приход — в самой церкви. Необходимо иметь при патриархии специальный отдел финансов и целенаправленно, по заявкам епархиальных преосвященных, финансировать ремонт, восстановление храмов, строительство новых, но не так как у нас бывает, а основываясь на христианской любви, морали, совести и чувстве меры. А то посмотришь: в одном храме в городе золотая люстра закрыла пол-иконостаса, а в другом храме — в деревне — батюшке не на что дров купить. Разве это христианство? Мы превращаемся в язычников! Где же наше христианское братство, где взаимоподдержка. И не надо было бы ходить деревенским священникам с протянутой рукой к разным негодяям и унижаться. Бог спросит, дорогие собратья, с каждого из нас. Тележку ко гробу не прицепишь.

Протоиерей Стефан Витько, настоятель церкви «Неопалимая Купина» в городе Сосновый Бор, благочинный Сосновоборского округа:

Трудно сказать, нужен ли храм в каждой деревне. Деревенская жизнь сейчас полна проблем. Но я думаю, что жизнь в деревне во многом зависит от храма, а жизнь церковная — от священника. Сейчас, к сожалению, не осталось почти сельских священников, тех, кого в деревне считали бы своим, родным. В нашем благочинии больше служат «гастарбайтеры» из Петербурга, как мы их называем. Только едут они не на заработки, а в ссылку. У городских же батюшек и деревенских жителей часто различаются взгляды на жизнь, у них другой культурный уровень. Поэтому бывает, что батюшки на далеких приходах впадают в депрессию из-за того, что им некому, как они считают, проповедовать, они не понимают, куда и зачем приехали. У сельских священников своя специфика, они должны жить рядом с храмом, всей семьей. А у нас, к сожалению, нет специальной подготовки сельских священников, нет и в епархии фонда помощи сельским приходам, который мог бы координировать действия тех, кто может содействовать восстановлению разрушенных деревенских храмов, помогать нуждающимся приходам. Ведь ремонтировать церкви в деревне сейчас некому. И тут могли бы помочь и городские храмы. Я считаю, что нужна целая программа развития сельских приходов в епархии.

Чтобы возродилась наша деревня, в ней нужен храм, а в храме — сельский батюшка.

В тех же местах, что расположены поближе к городу, сельских жителей практически нет. Из города приезжают в сельские храмы те, кто хочет помолиться без городской суеты и помочь бедному приходу. Такие «пригородные» храмы сельскими уже не назовешь. Настоящие сельские храмы находятся не ближе пятидесяти километров от города.

Протоиерей Владимир Феер, настоятель Павловского собора  г.Гатчина, благочинный Гатчинского округа

Среди храмов Гатчинского благочиния основная часть приходов находится в сельской местности. За последние годы открывались храмы и часовни в самых удалённых населённых пунктах Гатчинского района. Примером тому могут служить храмы в деревнях Жабино и Вохоново, посёлке Чаща.

Несмотря на то что храмы строятся в таких относительно дальних поселениях, они не пустуют. Духовное окормление этих приходов чаще всего осуществляют священнослужители близко находящихся церквей и других храмов благочиния, когда деревенский приход не имеет возможности содержать постоянного священника.

Деревенские храмы сейчас, в основном, поддерживаются за счёт вкладов спонсоров, которые, проживая летом в сельских населённых пунктах (или по другим причинам), проникаются расположением к вопросам приходской жизни и помощи приходу в осуществлении насущных задач строительства и благоукрашения храма.

Прихожане храмов из местных жителей, в основном, люди пожилые, имеющие желание трудиться во славу Божию и хорошо знающие ситуацию в деревнях, поэтому существенно могут помочь священнику в организации приходской жизни. Отрадным явлением стало участие в последние годы в приходской жизни и молодёжи.

Большую роль в увеличении количества молодых людей на приходах может сыграть деятельность воскресных школ, проведение приходом с администрациями разных уровней совместных культурных мероприятий с участием молодёжи.

Восстанавливать разрушенные в годы лихолетья храмы, безусловно, необходимо. И наше благочиние старается всячески поддерживать инициативы, исходящие от верующих в деле возрождения святынь и строительства новых церквей и часовен.

Подготовила Ольга Сергеева