«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 6, 2007 год

«Меч обоюдоострый»

Апостольское чтение на Литургии в неделю 4-ю по Пятидесятнице (Рим. 6, 18-23)

Церковнославянский перевод [Примечание]:

18 Бра1тiе, своб0ждшесz t грэха2, порабо1тистесz пра1вдэ.

19 Человэ1ческо глаго1лю, за не1мощь пло1ти ва1шеz: я4коже u43бw предста1висте u4ды ва1шz рабы2 нечистотэ2, и6 беззако1нiю въ беззако1нiе: та1кw ны1нэ предста1вите u4ды ва1шz рабы2 пра1вдэ во ст7ы1ню.

20 3Егда1 бо раби1 бэ1сте грэха2, свобо1дни бэ1сте t пра1вды.

21 Кi1й u43бо тогда2 и6мэ1сте пло1дъ, w6 ни1хже ны1нэ стыдите1сz; кончи1на бо o4нэхъ, сме1рть.

22 Ны1нэ же свобо1ждщесz t грэха2, порабо1щшесz бг7ови, и4мате пло1дъ ва1шъ во ст7ы1ню, кончи1ну же жи1знь вэ1чную.

23 3Oбро1цы бо грэха2 сме1рть: дарова1нiе же бж7iе, живо1тъ вэ1чный, w6 хrтэ2 i6и7сэ гдcэ на1шемъ.

Русский Синодальный перевод:

18 Братья, освободившись от греха, вы стали рабами праведности. 19 Говорю по рассуждению человече­ско­му, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. 20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. 21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть. 22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная. 23 Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

Русский перевод епископа Кассиана:

18 Братья, будучи освобождены от греха, вы были порабощены праведности. 19 По человечеству говорю, ради немощи плоти вашей. Как вы предали члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию и впали в без­законие, так теперь предайте члены ваши в рабы праведности к освящению. 20 Ибо когда вы были ра­бами греха, вы были свободны от праведности. 21 Какой же плод имели вы тогда? дела, которых вы теперь стыдитесь, ибо конец их - смерть. 22 Но теперь, освобожденные от греха и отданные в рабство Богу, вы имеете плод к освящению и имеете конец - жизнь вечную. 23 Ибо плата за грех - смерть, а дар благодати Божией - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

 

Содержательная глубина и новизна проповеди святого апостола Павла во многом определялись ее эффектностью и необычностью по форме: языковой манерой, стилистическими приемами, набором сравнений и образов и т. п. Конечно, мы судим об этом по его посланиям, составляющим значительный раздел Священного Писания Нового Завета, а также по его миссионерским речам, изложенным св. Лукой в книге Деяний святых апостолов. Апостол Павел сумел раскрыть спасительное значение крестного подвига Иисуса Христа во всей его остроте, важности, даже, скажем так, «пронзительности», а главное, актуальности буквально для каждого человека, независимо от того, кем был этот человек прежде, чем уверовал во Христа.

Этой теме в особенности много уделено внимания в одном из самых объемных и богословски насыщенных посланий «апостола языков» - к Римлянам. С него начинается корпус Павловых посланий в Новом Завете, с него же начинается и круг рядовых апостольских чтений на Литургии по Пятидесятнице.

Рим. 18,23, читаемое в неделю 4?ю по Пятидесятнице, является хорошим примером того, насколько ярким было Благовестие в исполнении великого апостола. Остановимся на первом (18?м) стихе этого отрывка. Имеет смысл обратиться к различным вариантам перевода на русский язык: Братия, освободившись от греха, вы стали рабами праведности (Синодальный перевод); Будучи освобождены от греха, вы были порабощены правде (перевод епископа Кассиана); Освобожденные от греха, вы отданы в рабство правде (перевод архимандрита Ианнуария).

Как видим, два последних варианта гораздо резче передают ту намеренную, подчеркнутую выпуклость высказывания ап. Павла, которая подразумевает нечто, кажется, неприемлемое для человека. В самом деле, что может быть хуже рабства, и разве может нормальный человек желать «быть отданным в рабство»?!

Немаловажно, что славянский перевод сохраняет эту неповторимую выразительность Павловой речи:

свобо1ждшесz t грэха2, порабо1тистесz пра1вдэ?

Рабство правде или рабство Богу (только этим можно объяснить прочно вошедший в церковный лексикон термин «раб Божий») - это специально подобранный ап. Павлом образ, чтобы встряхнуть наше сознание, озадачить его, может быть, заставить возмутиться, но в конечном итоге поставить перед необходимостью понимания, что рабство Богу - это блаженное, радостное, окрыляющее служение правде и любви.

Соль, теряющая силу

К сожалению, в нашей церковной жизни и проповеди происходит подчас не всегда так, а совсем наоборот: Слово Божие, произнесенное когда?то для того, чтобы заставить человека обратиться, покаяться, возможно даже, пересмотреть какие?то привычные принципы и жизненные представления, - то Слово, что «острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12), - в нашей благостной православной жизни порой теряет свою остроту и силу, будучи «конвертировано» в стандартный язык елейных фраз, приевшихся благочестивых выражений и сладких для уха фигур речи.

И наша проповедь, и даже наша «воцерковленная» речь зачастую является свидетелем девальвации Слова Божия в сердцах людей. Такая речь бесполезна, она бьет мимо цели, не доносит всей силы Евангелия, именно из?за того, что мы привыкли мыслить и выражаться сложившимися штампами - о спасении, о Христе, о Боге - клише, которые воспринимаются как что?то само собой разумеющееся, приевшееся для людей в Церкви и малопонятным шифром для людей, взирающих на Церковь со стороны и потому не реагирующих на ее слово.

Здесь можно вспомнить одну современную поучительную притчу:

«Однажды в ветреную погоду парашютист спрыгнул с самолета; шквалистый порыв ветра отбросил его на много миль в сторону от запланированного места приземления. Его парашют зацепился за дерево, и ему пришлось провисеть несколько часов в Богом забытом месте, постоянно моля о помощи.

Наконец показался прохожий.

- Как ты попал на дерево? - спросил он.

Парашютист объяснил ему. Затем поинтересовался, где он находится.

- На дереве, - последовал ответ.

- Э! - сказал парашютист, - Да ты, наверное, церковник!

Незнакомец сильно удивился и сказал:

- Точно. А как ты догадался?

- Очень просто, - сказал парашютист, - то, что ты говоришь, с одной стороны - истинно, а с другой - совершенно бесполезно».

Два полюса

Возвращаясь к апостольскому посланию, можно смело утверждать, что успех и сила его проповеди и заключались в том, что она «доставала» людей: слушая его речь, люди открывали для себя путь человеческой жизни как путь, полный непреходящего смысла. Ведь и в самом деле, нет более противоположных и бесконечно далеко отстоящих друг от друга вещей, чем праведность и грех, Христос и смерть, спасение и погибель… Эти противостоящие друг другу полюса ап. Павел воспринимает как два центра тяготения, к одному из которых устремляется человек, наподобие того как один из двух магнитов - тот, что сильнее или ближе, притягивает к себе металлический предмет. Человек служит или одному, или другому. Он всегда в движении, в «векторе», он всегда тяготеет или к правде, или к греху.

«Когда вы были рабами греха, вы были свободны от праведности, - пишет дальше апостол Павел (перевод Еп. Кассиана), - Какой же плод имели вы тогда? Дела, которых вы теперь стыдитесь, ибо конец их - смерть. Но теперь, освобожденные от греха и отданные в рабство Богу, вы имеете плод к освящению и имеете конец - жизнь вечную».

Вот как рисует Павел две перспективы и два столь разных финала этих движений: жизнь во Христе, то есть в рабстве правде, как он пишет, и жизнь в грехе, или, точнее, в рабстве греху. Что выбрать, куда устремиться, к чему тяготеть, кому работать? Правильность и своевременность ответа во многом зависит от ясности и четкости постановки вопроса.

Протоиерей Александр Сорокин

[Примечание]  Для правильного отображения текста на церковнославянском языке в системе должен быть установлен шрифт IrmologionUCS.ttf [Скачать].