«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

Вера в кадре — тема 9-го номера журнала «Вода живая»

RSSRSS
Ключевые слова: Санкт-Петербург, СМИ, епархия
Предыдущее фото Вера в кадре — тема  9-го  номера журнала «Вода живая» Следующее фото

Вера в кадре — тема 9-го, сентябрьского номера журнала «Вода живая». Зачем кинематограф христианину? Кино — это искусство, а любой его вид — способ формулирования важнейших вопросов существования человека. Могут ли актеры играть Того, Кого невозможно изобразить? Способны ли даже самые хорошие фильмы привести человека к Богу? Зачем христианину смотреть фильмы ужасов? Редакция приглашает поразмышлять на эти темы.

Иисус появлялся на экране более 300 раз, Богоматерь — более 150-ти. Фильмы на евангельские сюжеты снимают практически с момента рождения кино. Одну из первых картин о Христе создали французы — братья Люмьеры в 1898 году. В аналитическом обзоре «Евангелие от Люмьеров» Татьяна Кириллина пишет о влиянии кино на воцерковление человека. По сути, это происходит независимо от качества самих фильмов. Можно прийти к вере любым путем, с помощью любого кино, включая и вызывающее отторжение. В 60–70-е, читая «Мастера и Маргариту», многие понимали, что ничего не знают о христианстве, стремились узнать о нем и так шли к вере. «В конечном счете, все источники ведут к Первоисточнику», — пишет автор.

Кино для нас по большей части — продукт душевного питания. Человек церковный с радостью улавливает в нем близкие христианству мотивы, но часто и додумывает их за сценариста и режиссера. А как оценивает «религиозную составляющую» кинопроизведений светский критик? Об этом — беседа «Режиссеры — не пророки» Сергея Акишина с президентом Гильдии киноведов и кинокритиков России Виктором Матизеном.

В жизнь человечества кинематограф вошел более века назад. А в Церкви он по-прежнему остается чужаком. Почему сложилась такая ситуация? Почему не получается игровое кино о церковной жизни? С какими трудностями сталкиваются православные режиссеры-документалисты? Об этом говорили участники традиционной дискуссии в Феодоровском просветительском центре. Ее материалы публикуются под заголовком «Сложная тема».

Подменять высокий духовный стиль Евангелия наивным реализмом — значит создавать заведомую иллюзию. А это опасно, ибо наши чувства фиксируются на конкретном образе, весьма далеком и от исторического, и от иконописного. От такого образа трудно отделаться, тем более, если фильм снят талантливым режиссером с участием актеров с запоминающимися внешностями. Об этом в заметках «Опасный образ» рассуждает постоянный автор журнала, профессор СПбПДА архимандрит Ианнуарий (Ивлиев).

«Больше, чем просто мультфильмы» — так называется рассказ режиссера и педагога Михаила Сафронова о созданной им студии анимации «Да». Если хороший кинематограф призван учить добру, то хороший мультфильм может... лечить. Студия знает секрет такой мультипликации и делает продукцию не просто для больных детей, а вместе с ними.

Когда говорят о христианском кино, первым делом вспоминают «Страсти Христовы» Мела Гибсона и «Остров» Павла Лунгина. Многим приходят на ум фильмы о ранней истории христианства, например, классическое переложение романа «Камо грядеши» Мервина Лероя. Но есть картины, говорящие о вечных ценностях иносказательно. О некоторых из них редакция рассказывает в обзоре «За нитью повествования».

Как всегда, журнал откликается на значимые даты месяца.

5 сентября исполняется 100 лет со дня гибели Петра Столыпина. Его имя — символ, в советские времена — «дикой реакции», ныне — утраченных возможностей России, «которую мы потеряли». В очерке Сергея Фирсова «Верный до смерти» журнал предлагает взглянуть на Столыпина не через призму эпохи, а как на живого человека — мыслящего, любящего, жертвующего собой.

Десятилетию теракта в США, случившегося 11 сентября 2011 года, посвящена беседа «Человеческий фактор» Тимура Щукина и протоиерея Александра Сорокина. Говорят, с этого самого страшного из когда-либо случавшихся террористических актов по-настоящему начался XXI век. Многообещающее начало! Но природные катаклизмы, техногенные катастрофы, массовые убийства случались всегда... Материал посвящен моральным проблемам, связанным с этими явлениями.

В рубрике «Ленинградский мартиролог» опубликовано краткое жизнеописание религиозного философа, педагога и священника Павла Аникиева — настоятеля домовой церкви Женского педагогического института. В 20-е годы он трудился в Петроградском богословском институте, затем возглавил Высшие богословские курсы. Его имя оказалось в списках проходивших по печально известному «Академическому делу». В 1932 году он скончался в ссылке.

В одном из эпизодов исторического сериала «Ермак» царь Иоанн Грозный играет на небольшом органе. Как всякий уважающий себя музыкант — по нотам, но, когда камеру приближают, видно, что это не просто нотный сборник, а свиток! В нем не просто ноты, а древнерусские крюки. «Знаменное пение вчера и сегодня» — так называется очередной рассказ Екатерины Юсуповой в рубрике «Камертон».

На детских страницах журнала юные читатели узнают о святом защитнике Руси Александре Невском, чью память Церковь чтит в сентябре. А их родители узнают, как наглядно и просто рассказать малышам о патриотизме, как прививать им любовь к Родине, приводя в пример ее доблестных защитников.

Памяти погибшего в ДТП звукооператора радиостанции «Град Петров» Алексея Зайцева посвящен материал «Обрести друга», подготовленный Ириной Левиной. В него включены расшифровки архивных записей: интервью с Алешей к десятилетию радио, беседы с супругами Зайцевыми из цикла «Семья». Сегодня, когда друзья и родные еще не до конца осознало потерю, редакция дает Алеше слово на страницах «Воды живой». О нем также рассказывает его супруга Анна.

В рубрике «Приход» журнал рассказывает о домовом храме-часовне Рождества Пресвятой Богородицы в Институте имени Отта. Здесь лежат роженицы. Они с трепетом воспринимают любой церковный обряд, участвуют в таинствах. «Период родов для женщины — особый, она становится чувствительной к мелочам... Рожениц необходимо поддерживать, вселять в них бодрость духа», — говорит настоятель храма иерей Максим Фионин. «С чего начинается жизнь» — так озаглавил свой материал Дмитрий Тарасов.

Уже 13 лет фестиваль старинной музыки «EARLY MUSIC» считается одним из самых современных в Санкт-Петербурге. Этой осенью в рамках форума его художественный руководитель Андрей Решетин готовит мастер-класс по григорианскому пению. Почему возник интерес к этой средневековой традиции, чем она может быть ценна для православных? Об этом с Андреем Решетиным беседует протоиерей Александр Сорокин. Интервью открывает рубрику «Культпоход», в которой читатель найдет также рассказ о детском интеграционном театре «Куклы», традиционные аннотации на новые книги, анонсы выставок, просветительских вечеров и курсов.

«Вода живая»,
29.09.11