«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

VII конференция в Феодоровском просветительском центре была посвящена теме «Много званых, но мало избранных»

RSSRSS
Предыдущее фото VII конференция в Феодоровском просветительском центре была посвящена теме «Много званых, но мало избранных» Следующее фото


Традиционная, VII конференция прошла 14 июня в Феодоровском просветительском центре (ФПЦ) при петербургском храме Феодоровской иконы Божией Матери. Ее темой стали евангельские слова «Много званых, но мало избранных» (Лк. 14, 24).

Как заметил ведущий встречи иерей Димитрий Сизоненко, эти слова оставляют в душе парадоксальное ощущение беспокойства: «Как будто Господь ножом отрезал тебя, как будто бы Бог зовет нас на брачный пир, чтобы отвергнуть». Зачастую мы вкладываем в них неоднозначный и сомнительный смысл.

Но как определить, по какому критерию происходит избрание? И где проходит грань, за которой званые становятся избранными? Эти непростые вопросы осветил настоятель храма протоиерей Александр Сорокин. Он сразу признался, что однозначного ответа, позволяющего полностью проникнуть в суть изречения, у него нет: для разгадки требуется озарение, подобное вспышке света в темноте.

Чем отличается звание от избранности? По мнению отца Александра, избранничество — понятия более острое, духовное и психологическое, чем призвание. В сердцевине его лежит стремление человека быть особенным, быть выделенным, быть любимым. И каждый человек пытается понять свое место «в очах Божиих». Центральным здесь является порыв веры как нашего глубоко личностного переживания, неповторимых отношений с Богом.

Примером первого избрания человека служит история Адама и Евы, сотворенных, чтобы быть избранными. Однако после грехопадения избранность становится предметом превозношения или предметом зависти. Вся Книга Бытия представляет собой историю бесконечных избранничеств, предпочтений Божиих. Для непосвященного читателя это может выглядеть немотивированно.

Если обратиться к этимологии греческих слов, приведенных в оригинале, становится понятным, что причина неоднозначного прочтения изречения — в значении и употреблении слова kletoi (которое оказывается однокоренным с ecclesia — Церковь, собрание) — звание как называние разных вещей, где Бог называет тьму, животных; в результате же называние становится взаимоответственным актом между Богом и человеком. Собрание — со-зывание.

И все же, по мнению докладчика, в Библии выходит на первый план значение призвания как действия, совершенного Богом. В Новом Завете призвание становится одним из ключевых терминов, о которых Бог благовествует: не спасти, а призвать.

В Евангелии большое место занимает образ пира, немыслимый без приглашенных, без акта приглашения. Призвание оказывается частью Божественной работы по спасению мира. Божественная инициатива — призвание Богом человека через Евангелие. Откликнувшиеся на зов — призванные. При этом Божественный выбор — не результат заслуг человека, а исключительно Божие произволение. Избрание проявляется в страданиях, оно приравнивается к любви: Бог избрал — Бог возлюбил.

И в заключение отец Александр сделал вывод: ощущение избранности — это заостренное призвание, как шпиль, уходящий в заоблачную высь, чтобы остаться неразгаданной тайной. Главное же направление этой загадки — избрание, как и любовь, динамически развивается, это постоянная мука, соотнесение своего призвания с Божественным промыслом.

В контексте замечания о страданиях как проявлении избранничества неизбежно возникает вопрос: а какова цена такой избранности?

Эту проблему на примере опыта ранней Церкви осветил Алексей Волчков. Он замечает традиционность подхода к истории Церкви в выделении двух вершин: времени апостолов и «новой эпохи», временной отрезок между ними обычно представляется «бесплодной пустыней». Исследователь подчеркнул важность изучения эпохи Римской Империи в соотнесении со временем, в котором мы живем — близким по духу к тому периоду.

В словах «Много званых, но мало избранных», по мнению докладчика, проявляется важная черта Божественного Начала: Бог сам себе хозяин, он суверенен. Все, что мы делаем, заранее известно. Избранными мы становимся, когда решаем быть с Богом, но Бог все равно об этом знает. Но избранничество имеет свою цену и свои плюсы. К плюсам Алексей Волчков относит уверенность христиан в своей избранности, созидание общины, реальное практическое служение Богу и ближнему, появление новой праведности (новый взгляд на женщину как личность, новое отношение к беднякам и дух всеобщей братской любви).

В то же время цена избранности высока. Достаточно вспомнить жестокость, которую проявляли римляне к христианам, сознательно находившимся вне системы и старой морали. Цель избранничества — быть гонимым, быть до конца христианином. И в жизни каждого возникают ситуации выбора — принять ли это избранничество, страдание за веру?

Исследователь проводит интересную параллель между христианами эпохи Римской Империи и шахидами: по его мнению, нечто сродни христианской жертвенности, но неправильно понятое, изуродованное проявляется у мусульманских террористов — они тоже умирают и создают зрелище. .

Однако цена избранничества сопряжена не только с болью и страданием, это еще и большая радость общения и пребывания с Богом: «Ибо иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф.11:28-30).

«Не вы Меня избрали, но Я вас избрал» (Ин. 15,16), — эти слова, обращенные Иисусом Христом к ученикам, стали темой для дискуссии во время «круглого стола». Участники так отвечали на вопрос о своем понимании этого изречения.

1. Бог видит, как мы поступаем, призывает каждого из нас потому, что видит, обращается к нам. Речь идет о жизни Церкви как о жизни избранных.
2. Тех, кому симпатичны православные идеалы, много, но немногие воспринимают Божественную литургию как центр жизни.
3. Все находится в воле Бога, сам я принести никакого плода не могу, зато раз сам Бог меня призвал, все возможно. Не надо быть препятствием, грязным окном на пути проникающего света. Задача — предаться в руки Божии.
4. Это очень радостные слова: Бог обещает плод, радость, раз Он Сам призвал, раз обращение Бога к нам было первично, мы должны быть ему послушны и радоваться этому обращению.
5. Слова надо изъять из контекста: есть и глобальное, и частное. Глобальное люди могут изобрести сами, религия — последствие грехопадения, существующий разрыв может быть преодолен по-разному. Не мы избрали христианство, это не наша заслуга. Что делает меня избранным? Господь стучится во все сердца, но не везде открывают.
6. Глубина восприятия Бога: не я обладаю призванием, а оно мной обладает.
Духовная жизнь кончается, когда мы начинаем вглядываться и любопытствовать, кому что дано, размышлять и сравнивать. Любви Божией хватает на всех: призванный — как овца, идущая за пастырем. Не надо смотреть на других, надо ни от кого не зависеть и жить любовью.
7. Освободиться через призвание, сказав Богу «да». Бог освобождает, если мы идем Ему навстречу, и после этого у нас появляется фактическая свобода.

В ходе обсуждения вопрос об избрании Богом каждого из нас раскрывался по-новому, не отменяя и не перечеркивая уже высказанных мнений. Они освещались с новых сторон, побуждая слушателей самим искать ответ на это сокровенное обращение, памятуя слова Спасителя: «Ищите и обрящете, просите и дано будет».

«Вода живая»,
14.06.10