Религиозную живопись Владимира Боровиковского впервые в полном объеме представил Русский музей | RSS |
Религиозную живопись Владимира Боровиковского впервые в полном объеме представил 26 марта Государственный Русский музей (ГРМ). Церемонию открытия выставки предварил молебен, отслуженный настоятелем храма святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы и домовой церкви святого архистратига Михаила в Михайловском дворце протоиерей Олег Скобля.
"Выставка открывается в тяжелый период - я имею в виду не только материальный кризис, но и кризис нравственности. Хотелось бы, чтобы ее посетители обратились к первопричине нравственности - вере. Культура - то самое золотое звено, которое может подготовить людей к принятию Божественной истины. Сейчас многие пытаются размежевать Церковь и культуру, а творчество художника Боровиковского - одно из свидетельств их союза", - отметил отец Олег.
В экспозиции представлены произведения из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, Тверской художественной галереи, Музея истории религии, Сергиево-Посадского музея: около 50 живописных работ и 7 рисунков.
Имя Владимира Боровиковского широко известно, но в массовом сознании он - прежде всего выдающийся портретист конца XVIII - начала XIX века. На выставке становится очевидным, что ведущим направлением его творчества была иконопись и религиозная живопись.
Мастер выполнил шесть образов для Царских врат и четыре образа для иконостасов Казанского собора в Санкт-Петербурге (ныне оригиналы находятся в собрании Русского музея, а в Казанском соборе - копии). Кроме того, им написаны иконы для Исаакиевского собора, домовой церкви Михайловского дворца и других храмов города.
Интерес художника к иконе закономерен: он родился в семье иконописца, этому виду творчества посвятили жизнь его дядья, братья и племянники. Боровиковский был глубоко верующим человеком. По свидетельству его домашних, приступая к важной работе, он отправлялся на молебен в церковь. А когда писал иконы, просил кого-то читать вслух Евангелие или житие святого, которого изображал.
На выставке впервые экспонируется икона-картина "Голгофа", приобретенная в 2008 году для ГРМ Министерством культуры РФ у частного коллекционера. Художник изобразил момент смерти Спасителя, когда "гробы разверзлись, и многие тела усопших святых воскресли" (Мф. 27,52). На небе явлены солнце и луна, у подножия Креста - коленопреклоненная толпа, в которой выделяется фигура испуганного сотника.
Своеобразное духовное завещание художника - восемь икон из иконостаса Троицкой церкви на Смоленском православном кладбище. Работа считалась неоконченной, но, с точки зрения искусствоведов, - это завершенное произведение. Интересно, что эти образы пополнили собрание ГРМ не после 1917 года, а раньше: в 1906 году при перестройке храма было решено передать уникальные полотна в музей, носивший тогда имя императора Александра III.
В экспозиции представлены также предметы церковного обихода и облачения из домовой церкви святого архистратига Михаила в Михайловском дворце (ныне здании ГРМ). Здесь же можно увидеть иконы, написанные Боровиковским для этого храма.
"Вода живая",
26.03.09
|