Новый спектакль Александринского театра "Ксения. История любви" рассказывает о святости сценическими средствами | RSS |
В Александринском театре состоялась премьера спектакля "Ксения. История любви" по пьесе молодого драматурга Вадима Леванова в постановке Валерия Фокина. В ходе репетиций текст драматургического произведения подвергся значительным исправлениям, поэтому в программке значится: "Сценическая версия Александринского театра".
Пьеса и спектакль рассказывают историю подвига небесной покровительницы нашего города – святой блаженной Ксении Петербургской. По сути, это иллюстрация ее жития, текст которого вложен в программку. Перед началом спектакля он же проецируется на задник с помощью экрана.
Ксения оплакивает умершего мужа, надевает его мундир и уходит из дома. Дальнейшее – серия столкновений героини с персонажами пьесы из разных эпох. Среди них и наши современники (одна из значимых сцен – приход паломников к часовне блаженной Ксении на Смоленском кладбище, показывающая суетность и никчемность чаяний многих людей, считающих себя верующими).
Знатная дама и вельможа, продавший душу дьяволу, пьяные мастеровые и полубезумная кликуша, и даже ленинградцы 1930-х, стоящие в очереди в Большой дом, чтобы передать передачу арестованным родным и близким, – каждый обнаруживает свою несостоятельность. Одна Ксения остается носителем подлинной любви, подлинной веры, подлинного смирения.
Весь спектакль проходит под знаком воды, "петербургской сырости" : на авансцене – длинная канавка с водой, тень колеблющихся волн расходится по стенам и потолку, с "неба" постоянно льется вода – свидетельство неуюта, неустроенности, на которые обрекла себя Ксения, и одновременно - омывающая, очищающая стихия.
В финале за Ксенией приходит Смерть, и она с надеждой, без страха покидает земной мир.
Может возникнуть вопрос: позволительно ли рассказывать о святости средствами театра, не является ли это кощунством?
Спектакль вряд ли оскорбит чувства верующих в том смысле, что нимало не дискредитирует чтимую петербургскую святую.
Правда, есть среди персонажей поп и попадья, столь же далекие от идеала, сколь и остальные, с кем приходится сталкиваться Ксении. И – из песни слова не выкинешь – несколько раз со сцены звучит ненормативная лексика. Но ведь смысл спектакля – противопоставление чистой героини и грязной прозы жизни. Смотреть или не смотреть его – пусть каждый решит для себя сам.
Единственное, чего ощутимо не хватает, – собственно действия. Героиня и остальные персонажи практически не взаимодействуют: каждый, столкнувшись со святой, уходит со сцены таким, каким пришел. А ведь Ксения Блаженная славилась тем, что люди после встречи с ней каялись в грехах и меняли свою жизнь.
На фото - макет декорации спектакля. Художник - Александр Боровский.
"Вода живая",
01.03.09
|