«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

К интронизации 16-го Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 1 февраля 2009 года

RSSRSS
Ключевые слова: история, РПЦ
Предыдущее фото К интронизации 16-го Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 1 февраля 2009 года Следующее фото

Интронизация (настолование) - торжественное богослужение, во время которого происходит возведение новоизбранного Патриарха на патриаршую кафедру. Она совершается во время литургии с облачением новоизбранного Патриарха в патриаршие одежды и вручением ему знаков патриаршего достоинства -  белого куколя, зеленой мантии, двух панагий, великого парамана, предносного креста и жезла (посоха).

С 1589 года ритуал интронизации совершался в Успенском соборе московского Кремля. Патриарх Тихон был последним, кто взошел на святейший престол в этом соборе 21 ноября 1917 года. С 1943 года интронизации Патриархов Сергия, Алексия I (1945), Пимена (1971), Алексия II (1990) проходили в Богоявленском кафедральном соборе Москвы. 1 февраля интронизация 16-го Предстоятеля РПЦ впервые за всю историю патриаршества пройдет в храме Христа Спасителя.

Церемония интронизации сохранилась до наших дней с древних веков, претерпев немногие изменения. Она обставлялась всегда с большой пышностью. Но были времена в истории РПЦ, когда она проходила скромно. В такой обстановке взошел на патриарший престол митрополит Тихон в 1917 году. Один из очевидцев этой церемонии в Кремле вспоминал: "Октябрьский штурм был беспощаден... Дыры на куполе Успенского собора, пробоины в стенах Чудова монастыря. Пули изрешетили стены собора Двенадцати апостолов. Снаряды повредили соборы Благовещенский и Архангельский...". Патриарший объезд Кремля представлял удручающее зрелище. "Патриарх ехал на извозчике, с двумя архимандритами по сторонам; впереди, тоже на извозчике, - иеродиакон с патриаршим крестом. Толпы народа при приближении Патриарха Тихона опускались на колени. Никаких приветствий из толпы, - благоговейная тишина...".

Интронизация 15-го Патриарха Алексия II, состоявшаяся 10 июня 1990 года, описывается так. Нареченный Патриарх прибыл в богато украшенный Богоявленский собор, в 9 утра в притворе в последний раз облачился в голубую митрополичью мантию и взял в руки митрополичий жезл. Божественную литургию он начал вместе с членами Священного Синода и старейшими митрополитами РПЦ. Главы Поместных церквей молились в алтаре. Раздался возглас "Призри с небесе, Боже!", в этот момент храм озарился светом - верующие зажгли свечи в знак особой радости и святости происходящего. Рядом с новоизбранным Патриархом на горнем месте встали митрополиты Киевский и Минский. Под возгласы "Аксиос!" (с греч. "Достоин") они под руки трижды поднимали и трижды осаждали  первосвятителя на патриаршее горнее место.

Патриарх Алексий переоблачился в саккос и омофор (архиерейское одеяние). Вместе с ними ему вручили две панагии (медальоны на длинных цепочках) и патриарший крест. Алексий II прочитал молитву. По окончании литургии митрополиты одели на него зеленую патриаршую мантию с золотым шитьем, вынесли белоснежный патриарший куколь и жезл, украшенный драгоценными камнями. Патриарх принял куколь, поцеловал его и возложил на главу. Затем в руки нового главы РПЦ митрополиты передали жезл, последний знак патриаршего достоинства. Богослужение завершилось торжественным хвалебным гимном святителя Амвросия Медиоланского. Во время церемонии в Москве звонили все колокола.

* * *
Облачение Патриарха несет особый смысл - является символом той предстоящей жизни, к которой должен стремиться христианин.

Оно состоит из специального архиерейского одеяния. Богослужебная одежда допетровских патриархов могла весить более 16 кг. Современное облачение Патриарха весит 3-4 кг.

Вне богослужения Патриарх обычно одет в черную рясу и белый куколь на голове. Также на Патриархе может быть длинная мантия, надеваемая поверх рясы. У епископов она фиолетового цвета, а у митрополитов - голубого. Цвет патриаршей мантии - зеленый.

Куколь Патриарха имеет форму круглого колпака, обтянутого белой тканью, ниспадающей на спину и плечи. На лобной стороне и передних концах куколя вышиты изображения шестикрылых ангелов, венчает куколь крест. Белый цвет - символ божественного света и душевной чистоты.

Панагия - медальон на длинной цепочке с небольшой иконой Богоматери. Это отличительный нагрудный знак всякого епископа. Одно из наименований Богоматери - Всесвятая, по-гречески - "Панагия". Патриарху, чтобы выделить его среди остальных епископов, полагается носить две панагии и крест. Но сразу три нагрудных знака Патриарх носит только во время богослужения, обычно на груди у него можно видеть одну панагию.

Жезл, или посох, воплощает идею странничества, проповедничества и является символом пастырства, мудрого руководства и власти.

Параман представляет собой четырехугольник из ткани с изображением креста. По углам к нему пришиты завязки. Надевается он таким образом, что четырехугольник оказывается на спине, а завязки образуют на груди крест. Патриарший параман одевается поверх подрясника только перед богослужением.

Патриарший предносной крест - это художественное изображение распятия Христа, прикрепленное к древку. Во время богослужения его носят перед Патриархом. Крест - главный христианский символ, знак победы жизни над смертью, напоминающий христианам о подвиге Христа ради спасения.

По материалам ТАСС-Досье,
31.01.09