Патриарх Алексий обладал способностью стабилизировать обстановку в эпоху социальных потрясений, считает протоиерей Владимир Сорокин | RSS |
Патриарх Алексий обладал способностью стабилизировать обстановку в эпоху социальных потрясений, которая выпала на эпоху его служения, считает председатель епархиальной комиссии по канонизации, настоятель Князь-Владимирского собора Санкт-Петербургской епархии протоиерей Владимир Сорокин.
Вспоминая Предстоятеля РПЦ, которого он знал 40 лет, в беседе с корреспондентом "Воды живой" отец Владимир отметил умение первосвятителя "налаживать отношения с властями, благодаря которому началось возвращение храмов и монастырей".
29 июля 1986 года определением Священного Синода митрополитом Ленинградским и Новгородским, постоянным членом Священного Синода был назначен митрополит Таллиннский и Эстонский Алексий. Он управлял митрополией до избрания Патриархом Московским и всея Руси 7 июня 1990 года.
"Ленинградский период в его биографии имеет особое значение. Эти четыре года олицетворяют целую эпоху. Определяющими событиями в то время стали подготовка и празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году и начало перестройки", - считает отец Владимир. По его мнению, благодаря безупречным личным качествам владыки Алексия, его умению вести диалог удалось изменить религиозную ситуацию в городе. Причем делалось это "мирно, спокойно, в уважительном тоне, с достоинством".
"Центром атеизма в Советском Союзе был в то время Казанский собор Ленинграда. Парадоксальное сочетание – центр атеизма и Казанский собор – характеризовало всю совдепию. С одной стороны – зловещий атеизм с террором, с другой - хранилище мощей святых угодников... Многолетний опыт церковной работы на посту управляющего делами Московской Патриархии, широкая международная деятельность помогли митрополиту Алексию выработать свой стиль решения сложных проблем", - рассказал отец Владимир.
"Будущий Патриарх считал, что в отношениях Церкви и государства нет неразрешимых противоречий, но есть вопросы, ожидающие решения… Диалог с атеистическим музеем он вел в двух направлениях: с целью выявления мощей святых угодников и возобновления богослужений.
Радостным событием было возвращение 3 июля 1989 года мощей святого князя Александра Невского из музея в Александро-Невскую лавру. Затем были обретены мощи преподобного Серафима Саровского, святителя Иоасафа Белгородского", - продолжил своей рассказ священник.
"Взяв под контроль учебный и воспитательный процесс в Духовной академии и семинарии, митрополит Алексий сменил руководство, помог решить вопрос с выселением из здания академии о учебный комбинат, а епархиальное управление, ютившееся на первом этаже в академии, перевел в отдельно оборудованные помещения, предоставленные властями на Каменном острове", - поделился далее воспоминаниями отец Владимир.
Важнейшей стороной деятельности митрополита Алексия, по мнению нашего собеседника, было устроение церковной жизни на приходах. До него не было открыто ни одного прихода. В 1986 году их числилось 46, а в 1989 году уже 63. В этот период была открыта часовня Ксении Блаженной на Смоленском кладбище. Тогда же Церкви был передан Иоанновский монастырь.
"Пребывание владыки Алексия в Ленинграде было испытанием для него самого, для всего священноначалия Русской Православной Церкви и для властей. Господь готовил митрополита Алексия на первосвятительский престол. Те, кто должен был на Поместном Соборе голосовать за его кандидатуру, получили наглядные и принципиально важные примеры архиерейского служения будущего Патриарха. Общество и власть оценили по достоинству качества православного архиерея, а через него всей Русской Православной Церкви" - заключил протоиерей Владимир Сорокин.
"Вода живая",
05.12.08
|