"Ты, как младенец, спишь, Равенна, / У сонной вечности в руках. / Рабы сквозь римские ворота / Уже не ввозят мозаик…" – писал Александр Блок. А когда-то Равенна славилась своими мастерами-мозаичистами. Кстати, стихотворение Блока содержит указания на главные достопримечательности Равенны: мавзолеи Галлы Плацидии и Теодориха (V век), базилики Святого Виталия и Святого Аполлинария Нового (VI век).
Искусство церковной мозаики – родом из Византии. Однако на территории самой Византии, охваченной в VIII веке иконоборчеством, раннехристианские мозаики практически не сохранились. Один из немногих уцелевших храмовых комплексов византийской эпохи с роскошными мозаиками был найден в Италии, в Равенне. На выставке, открытой в Мраморном дворце Петербурга, представлены копии фрагментов подлинных равеннских мозаик, изготовленные в начале 1950-х по инициативе итальянского профессора Джузеппе Бовини с целью распространения знаний о Равенне по всему миру.
На копии, выставленные в Мраморном дворце, интересно посмотреть даже тем, кто в Равенне побывал: многие мозаики находятся на большой высоте, и туристам вряд ли удается рассмотреть их в деталях.
Мозаики Равенны поистине являются памятниками богословской мысли ранней Церкви. Каждая деталь в изображениях глубоко символична. Так, пьющие воду голуби, украшающие мавзолей Галлы Плацидии, – это символ наследуемой христианами жизни вечной, а павлин обозначает воскресение и бессмертие.
Многие равеннские мозаики содержат богатую информацию об истории крупнейшего в истории Церкви арианского раскола. Так, на многих представленных фрагментах Христос изображен в виде безбородого юноши. В арианских и кафолических храмах это изображение несет различную нагрузку. Ариане изображали Христа безбородым юношей на северной стене своих храмов, в сюжетах, посвященных земной жизни Иисуса до Страстей, смерти и Воскресения. На южной же стене, посвященной сюжетам Страстной седмицы, Христос изображался с бородой (в этом легко убедиться, взглянув на фигуру Спасителя в сценах Моления о чаше и поцелуя Иуды из базилики святого Аполлинария Нового). В православных храмах смысл подобного изображения Спасителя иной: Христа изображали вечно молодым, чтобы указать на ошибочность арианского вероучения – Он не зависит от времени, а существует вне его.
Различны трактовки сюжета Богоявления в кафолической и арианской традициях. У ариан лик Спасителя обращен к Востоку: они отрицали, что Христос был Сыном Божиим с начала времен, и утверждали, что Он обрел божественную сущность только после Крещения, поэтому его взор и обращен к Востоку – к сиянию Отца. Православные же считали, что Спаситель, Сын Божий, Свет миру, приходит с Востока.
В 1997 году ЮНЕСКО включила в список объектов мирового культурного наследия семь равеннских зданий с мозаиками: мавзолей Галлы Плацидии, базилику Сан Витале, базилику Сант Аполлинаре Нуово, баптистерий ариан, баптистерий православных, мавзолей Теодориха и базилику Сант Аполлинаре-ин-Классе.
Выставка продлится до конца октября. Адрес: Санкт-Петербург, Миллионная ул., д. 5/1.
ИА «Вода живая»,
01.10.2008.