«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

Протоиерей Владимир Федоров: «Его жизнь – пример и доказательство роли личности в истории» (к 30-летию кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова))

RSSRSS
Предыдущее фото Протоиерей Владимир Федоров: «Его жизнь – пример и доказательство роли личности в истории» (к 30-летию кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова)) Следующее фото
         Отец Владимир, как, при каких обстоятельствах Вы познакомились с владыкой Никодимом?
 
        Впервые увидел я митрополита Никодима в 1965 году в Никольском соборе, куда студентом Университета стал приходить все чаще по мере своего небыстрого воцерковления. Правда услышал о нем еще раньше от отца-физика, которому на работе на политинформации рассказывали о том, какой яркий и образованный человек возглавляет епархию и поэтому, в частности, так не просто «бороться с религиозными пережитками»…
 
        А какой Вам запомнилась Ваша первая с ним встреча?
 
         Уже первое богослужение, возглавляемое владыкой Никодимом, оставило очень глубокое впечатление. С первого же раза у меня появилось чувство доверия к этому человеку. Понравилась проповедь, тон проповеди. С тех пор старался пойти в тот храм, где служит владыка. Однако знакомство и первый разговор состоялись лишь через семь лет, когда я уже созрел для того, чтобы поступать в семинарию. Я уже слышал, что нужно получить благословение правящего архиерея и потому стал выяснять, как попасть на прием к владыке. К тому времени я уже был знаком с одним из иподиаконов, от которого и узнал, как попасть на прием.
 
– И как состоялось это знакомство?
 
– Попал я на прием Рождественским постом, после вечернего богослужения где-то ближе к полуночи. Спокойный и неторопливый разговор, внимательный взгляд владыки еще больше укрепили доверие. После этой встречи осталось ощущение, что наконец-то я совершил очень важный и нужный шаг в жизни. Я решил поступать в семинарию. Разумеется, я понимал, что поступить будет трудно, шансов мало. Но уже стало ясно, что начинается новая жизнь. Владыка не обнадеживал. Просто посоветовал как готовиться к поступлению. Но уже в той встрече появилось редкое чувство, что я могу быть нужен и полезен. Вообще одно из главных моих впечатлений от митрополита Никодима состоит именно в том, что в общении с ним человек ощущал, что он нужен Церкви. То, что мне Церковь нужна было очевидно, но вера в то, что я нужен Церкви, никем так не укреплялась в моей жизни, как владыкой Никодимом. И я видел это отношение владыки не только по отношению к себе, а к каждому семинаристу, к каждому, приходящему на прием. Такого чуткого и заботливого, – причем заботливого о Церкви, – отношения к людям я, пожалуй, в жизни больше не встречал.
 
        Какую роль сыграл владыка Никодим в вашей собственной жизни?
 
        Не могу найти точного слова, чтобы ответить какая это была роль. Была жизнь до владыки, несколько лет с владыкой, пока учился в духовной школе, и жизнь после кончины владыки. Те несколько лет с владыкой были счастливыми и не сравнимыми с годами до и после. В церковной жизни он оказал наибольшее влияние, и память о нем удерживает от уныния и сегодня. Дело не только в рекомендации в семинарию и предложение обвенчать и постоянная забота и интерес к академической жизни. Но как тогда, так и сегодня образ владыки – это образ великого миссионера. Как хорошо названа книга о нем – «Человек Церкви»!  
 
        О митрополите Никодиме ходит сегодня много легенд и слухов. Как Вы считаете, с чем это связано?
 
        Увы, чем человек ярче и талантливей, тем больше у него недоброжелателей и завистников, тем больше сплетен. Сплетни – всегда о «звездах», а не о мало известных людях.
 
        Что Вы лично считаете самой неправдоподобной легендой о владыке Никодиме?
 
        Я, наверное, и не знаю всех легенд, не прислушиваюсь. Среди того, что попадается на глаза, удручает слепота тех, кто не видит в нем атлета веры, исповедника, разрушителя атеистического режима. 
 
        Сейчас, спустя годы, осознается значение митрополита Никодима как исторической личности. Ощущалось ли это значение тогда?
 
        Мне уже при жизни владыка представлялся великим и гениальным стратегом церковной жизни, а сегодня я убежден в этом еще больше.
 
        Как Вы считаете, те изменения, которые произошли в положении Церкви в эпоху Никодима, связаны с силой его личности, или были соответствующие условия в обществе, государстве и в Церкви, и Никодим просто оказался «в нужное время в нужном месте»?
 
        Его жизнь – пример и доказательство роли личности в истории. Именно благодаря владыке и тем, кто ему помогал, стало возможно крушение тоталитарного атеистического режима.
 
        Как архиерей владыка Никодим был жестким администратором, или мягким, «демократичным»? И в чем это проявлялось?
 
        Мне трудно было как студенту оценить это на епархиальном уровне, но в отношении к духовным школам он был великим администратором. Никто из архипастырей так не заботился о духовных школах, как владыка Никодим, никто так не доверял студентам, никто так бережно не подбирал кадры. 
 
        В связи с этим, насколько приемлемым Вы считаете термин «никодимовцы»? Что он означает?
 
        Это придуманный термин, ничего не обозначающий. Есть те, кто любит и ценит владыку, есть те, кто не знал его и не разделяет этой любви. Но «партии» такой, по-моему, нет, и никогда не было.
 
        Но есть ли действительно нечто, что объединяет всех священнослужителей и мирян круга владыки Никодима?
 
– Конечно, не бесследно было влияние владыки, но с каждым годом все менее и менее заметно оно.  
 
– Позиция митрополита Никодима в сфере церковно-государственных отношений встречает разные толкования. Одни говорят о том, что Никодим начал активное противоборство коммунистическому режиму, другие говорят о сотрудничестве. Каков Ваш взгляд на то, что происходило тогда?
 
– Я уже сказал, что именно благодаря подвигу владыки Никодима стало возможной та свобода церковной жизни, которая сейчас есть. Были мученики, кровь мучеников – семя Церкви, но и роль исповедников, таких как владыка Никодим нужно осознавать.
 
        Были ли у митрополита Никодима какие-то недостатки, о которых Вы могли бы рассказать, - чтобы его образ в нашем материале не представал чересчур «сусальным»? Были ли вещи, в которых Вы с ним не могли согласиться?
 
        О недостатках не знаю, а знал бы, не говорил бы о них. Один недостаток назвать можно, но он-то и является достоинством. Он очень много доверял молодым и слишком многим. Но именно поэтому появлялись талантливые и творческие личности вокруг него.
 
 
        Можно ли говорить о каком-то наследии митрополита Никодима, сохраняемом и живущим в Русской Православной Церкви сегодня?
 
– Говорить то можно. Хорошо бы увидеть…
 
 – А ощущается ли какая-то «никодимовская традиция» у нас, в Санкт-Петербургской епархии?
 
– Мне кажется, что есть кое-где ростки от тех, еще брошенных владыкой семян. Хочется надеяться, что их не затопчут те, кто очень старается это сделать.

Беседовала Анастасия Коскелло,
«Вода живая»,
10.09.2008.