Протоиерей Владимир Федоров: «Его жизнь – пример и доказательство роли личности в истории» (к 30-летию кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова)) | RSS |
– Отец Владимир, как, при каких обстоятельствах Вы познакомились с владыкой Никодимом?
– Впервые увидел я митрополита Никодима в 1965 году в Никольском соборе, куда студентом Университета стал приходить все чаще по мере своего небыстрого воцерковления. Правда услышал о нем еще раньше от отца-физика, которому на работе на политинформации рассказывали о том, какой яркий и образованный человек возглавляет епархию и поэтому, в частности, так не просто «бороться с религиозными пережитками»…
– А какой Вам запомнилась Ваша первая с ним встреча?
– Уже первое богослужение, возглавляемое владыкой Никодимом, оставило очень глубокое впечатление. С первого же раза у меня появилось чувство доверия к этому человеку. Понравилась проповедь, тон проповеди. С тех пор старался пойти в тот храм, где служит владыка. Однако знакомство и первый разговор состоялись лишь через семь лет, когда я уже созрел для того, чтобы поступать в семинарию. Я уже слышал, что нужно получить благословение правящего архиерея и потому стал выяснять, как попасть на прием к владыке. К тому времени я уже был знаком с одним из иподиаконов, от которого и узнал, как попасть на прием.
– И как состоялось это знакомство?
– Попал я на прием Рождественским постом, после вечернего богослужения где-то ближе к полуночи. Спокойный и неторопливый разговор, внимательный взгляд владыки еще больше укрепили доверие. После этой встречи осталось ощущение, что наконец-то я совершил очень важный и нужный шаг в жизни. Я решил поступать в семинарию. Разумеется, я понимал, что поступить будет трудно, шансов мало. Но уже стало ясно, что начинается новая жизнь. Владыка не обнадеживал. Просто посоветовал как готовиться к поступлению. Но уже в той встрече появилось редкое чувство, что я могу быть нужен и полезен. Вообще одно из главных моих впечатлений от митрополита Никодима состоит именно в том, что в общении с ним человек ощущал, что он нужен Церкви. То, что мне Церковь нужна было очевидно, но вера в то, что я нужен Церкви, никем так не укреплялась в моей жизни, как владыкой Никодимом. И я видел это отношение владыки не только по отношению к себе, а к каждому семинаристу, к каждому, приходящему на прием. Такого чуткого и заботливого, – причем заботливого о Церкви, – отношения к людям я, пожалуй, в жизни больше не встречал.
– Какую роль сыграл владыка Никодим в вашей собственной жизни?
– Не могу найти точного слова, чтобы ответить какая это была роль. Была жизнь до владыки, несколько лет с владыкой, пока учился в духовной школе, и жизнь после кончины владыки. Те несколько лет с владыкой были счастливыми и не сравнимыми с годами до и после. В церковной жизни он оказал наибольшее влияние, и память о нем удерживает от уныния и сегодня. Дело не только в рекомендации в семинарию и предложение обвенчать и постоянная забота и интерес к академической жизни. Но как тогда, так и сегодня образ владыки – это образ великого миссионера. Как хорошо названа книга о нем – «Человек Церкви»!
– О митрополите Никодиме ходит сегодня много легенд и слухов. Как Вы считаете, с чем это связано?
– Увы, чем человек ярче и талантливей, тем больше у него недоброжелателей и завистников, тем больше сплетен. Сплетни – всегда о «звездах», а не о мало известных людях.
– Что Вы лично считаете самой неправдоподобной легендой о владыке Никодиме?
– Я, наверное, и не знаю всех легенд, не прислушиваюсь. Среди того, что попадается на глаза, удручает слепота тех, кто не видит в нем атлета веры, исповедника, разрушителя атеистического режима.
– Сейчас, спустя годы, осознается значение митрополита Никодима как исторической личности. Ощущалось ли это значение тогда?
– Мне уже при жизни владыка представлялся великим и гениальным стратегом церковной жизни, а сегодня я убежден в этом еще больше.
– Как Вы считаете, те изменения, которые произошли в положении Церкви в эпоху Никодима, связаны с силой его личности, или были соответствующие условия в обществе, государстве и в Церкви, и Никодим просто оказался «в нужное время в нужном месте»?
– Его жизнь – пример и доказательство роли личности в истории. Именно благодаря владыке и тем, кто ему помогал, стало возможно крушение тоталитарного атеистического режима.
– Как архиерей владыка Никодим был жестким администратором, или мягким, «демократичным»? И в чем это проявлялось?
– Мне трудно было как студенту оценить это на епархиальном уровне, но в отношении к духовным школам он был великим администратором. Никто из архипастырей так не заботился о духовных школах, как владыка Никодим, никто так не доверял студентам, никто так бережно не подбирал кадры.
– В связи с этим, насколько приемлемым Вы считаете термин «никодимовцы»? Что он означает?
– Это придуманный термин, ничего не обозначающий. Есть те, кто любит и ценит владыку, есть те, кто не знал его и не разделяет этой любви. Но «партии» такой, по-моему, нет, и никогда не было.
– Но есть ли действительно нечто, что объединяет всех священнослужителей и мирян круга владыки Никодима?
– Конечно, не бесследно было влияние владыки, но с каждым годом все менее и менее заметно оно.
– Позиция митрополита Никодима в сфере церковно-государственных отношений встречает разные толкования. Одни говорят о том, что Никодим начал активное противоборство коммунистическому режиму, другие говорят о сотрудничестве. Каков Ваш взгляд на то, что происходило тогда?
– Я уже сказал, что именно благодаря подвигу владыки Никодима стало возможной та свобода церковной жизни, которая сейчас есть. Были мученики, кровь мучеников – семя Церкви, но и роль исповедников, таких как владыка Никодим нужно осознавать.
– Были ли у митрополита Никодима какие-то недостатки, о которых Вы могли бы рассказать, - чтобы его образ в нашем материале не представал чересчур «сусальным»? Были ли вещи, в которых Вы с ним не могли согласиться?
– О недостатках не знаю, а знал бы, не говорил бы о них. Один недостаток назвать можно, но он-то и является достоинством. Он очень много доверял молодым и слишком многим. Но именно поэтому появлялись талантливые и творческие личности вокруг него.
– Можно ли говорить о каком-то наследии митрополита Никодима, сохраняемом и живущим в Русской Православной Церкви сегодня?
– Говорить то можно. Хорошо бы увидеть…
– А ощущается ли какая-то «никодимовская традиция» у нас, в Санкт-Петербургской епархии?
– Мне кажется, что есть кое-где ростки от тех, еще брошенных владыкой семян. Хочется надеяться, что их не затопчут те, кто очень старается это сделать.
Беседовала Анастасия Коскелло,
«Вода живая»,
10.09.2008.
|