«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

В Санкт-Петербургской Духовной Академии состоялась дискуссия о политических взглядах митрополита Никодима (Ротова)

RSSRSS
Предыдущее фото В Санкт-Петербургской Духовной Академии состоялась дискуссия о политических взглядах митрополита Никодима (Ротова) Следующее фото
Сегодня, 5 сентября, исполняется 30 лет со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Многогранная личность владыки, его разносторонняя деятельность и по сей день являются предметом для дискуссии.
 
Так, 4 сентября, в рамках конференции «Митрополит Никодим: наследие и современность» в стенах Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии, состоялась дискуссия о политических взглядах владыки Никодима. Инициатором ее выступил профессор Санкт-Петербургских Духовных школ, настоятель Князь-Владимирского собора в Петербурге протоиерей Владимир Сорокин.
 
В частности, по мнению отца Владимира,  сегодня как никогда необходим вдумчивый и бесстрастный анализ деятельности митрополита Никодима на посту председателя ОВЦС. Необходимость эта обсуловлена многочисленными нападками в адрес митрополита Никодима в популярных «православных газетах» – безграмотными и необоснованными по существу (в качестве примера он привел призыв одного из газетчиков во имя сохранения Православия «вырвать никодимовщину с корнем»).
 
«Мы обязаны вступить в диалог с теми, кто говорит сегодня о «никодимовщине», – подчеркнул отец Владимир, – потому что это не только так называемые «диомидовцы», это гораздо более широкий круг людей. И это серьезная мина замедленного действия на поле Церкви».
 
В качестве отправной точки для дискуссии отец Владимир предложил одному из основных докладчиков конференции, митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу, ответить на вопрос об отношении владыки Никодима к советской власти. «Как Вы считаете, владыка, верил ли митрополит Никодим в то, что советскую власть можно "воцерковить", "оправославить"? Или он просто с ней боролся и не хотел уступать ей своих позиций?».  
 
Также отец Владимир задал вопрос преосвященному Ювеналию, митрополиту Крутицкому и Коломенскому: «Не был ли владыка Никодим увлекающимся человеком? Не выходили ли его увлечения за пределы дозволенного? Не увлекался ли он, в частности, советской властью?».
 
Митрополит Кирилл в ответ отметил, что подлинные политические убеждения митрополита Никодима не могут быть никому не известны: «На это вопрос никто из нас в полной мере ответа дать не сможет, потому что убеждения эти были очень глубоко спрятаны. Эпоха была такая, что все, сказанное церковными иерархами, очень быстро становилось известным, и открыто говоря многие вещи, митрополит Никодим ставил в крайне уязвимое положение не только себя, но и десятков людей, которые стояли за ним. Поэтому он никогда и не распространялся о своих политических убеждениях».
 
И все же митрополит Кирилл представил свой взгляд на вопрос: «В одной заграничной статье я как-то прочел, что владыка Никодим – не тот человек, за которого он себя выдает. На самом деле он вовсе не поддерживает советскую власть, - наверняка он скрытый монархист и мечтает о возрождении старой России. Я думаю, что очень возможно, что он действительно был человеком монархических убеждений».
 
В качестве иллюстрации для такого вывода митрополит Кирилл рассказал, как митрополит Никодим поведал ему о своем сне. «Будто он идет по территории Александро-Невской Лавры, а навстречу ему – император Николай II. Подойдя к владыке, царь поклонился и, как положено, взял у него благословение. И владыка вспоминал, как, благословив царя, он почувствовал какое-то тепло, исходящее от него. И по тому, как владыка о царе говорил, я понял, что у него была большая симпатия к личности Николая II».
 
В то же время, владыка Кирилл подчеркнул, что для митрополита Никодима монархия не была «политическим проектом» - владыка «был прагматиком, который понимал невозможность восстановления старой России».
 
Митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий, в свою очередь, признал, что критический взгляд на личность и дела митрополита Никодима просто необходим – к тому же, вся критика не умаляет роли огромного труда на благо Церкви, проделанного им. «Много лет я возглавляю комиссию по канонизации святых Московского Патриархата и могу ответственно сказать: даже люди, которых мы канонизируем за подвиг перед Церковью, были людьми грешными, – сказал владыка Ювеналий, – Возьмите любой образ святого: он возрастал во Христе, но нельзя сказать, что у него было непорочное зачатие и вся жизнь его прошла безгрешно».
 
По поводу увлечения митрополита Никодима советской властью, митрополит Ювеналий заметил: «Безусловно, митрополит Никодим был человеком увлекающимся, но главным увлечением его жизни была все-таки вера в Бога и Церковь». «Он никогда не разочаровывался в Церкви, и этим он увлекал за собой много людей», - подчернул митрополит Ювеналий.
 
«Вода живая»,
05.09.2008.
Фото - Юрий Костыгов.