«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

Шедевр Пармиджанино «Обращение Савла» - в Государственном Эрмитаже

RSSRSS
Ключевые слова: Санкт-Петербург
Предыдущее фото Шедевр Пармиджанино «Обращение Савла» - в Государственном Эрмитаже Следующее фото
До 28 сентября в Аполлоновом зале Государственного Эрмитажа – выставка из цикла «Шедевры музеев мира в Эрмитаже». На этот раз петербуржцы могут увидеть картину Пармиджанино «Обращение Савла» из собрания Художественно-исторического музея в Вене.
 
Примечательно, что на картине Савл представлен упавшим с коня. Причем попорции тела животного намеренно искажены, словно художник специально пытается привлечь к коню внимание зрителя. Но в Деяниях святых апостолов о коне речь не идет: «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9, 3 – 4). Для чего же Пармиджанино изобразил коня?
 
Оказывается, в эпоху Средневековья всадник, упавший с коня, символизировал смертный грех – гордыню. Не случайно попона, покрывающая лошадь, сделана из шкуры леопарда: злоба и коварство этого хищника намекают на беспощадность Савла к христианам – в Апокалипсисе Иоанн Богослов сравнивал леопарда (в синодальном переводе – барса) с антихристом.
 
Из правой руки Савла выпал меч – знак того, что он больше никогда не поднимет оружие на последователей Христа. Левая рука поднята – жест человека, прислушивающегося к каким-то звукам. Поначалу композиция картины включала фигуру Христа, но в итоге художник изобразил таинственный золотой свет, разрывающий тучи (тьму, в которой пребывал Савл). К горизонту небо голубеет, вдали видна гряда ярко-синих гор – символ горнего мира, открывшегося Савлу.
 
«Интерпретация священного сюжета всегда была одной из целей искусства», – сказал на церемонии открытия выставки директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Михаил Борисович также напомнил, что в Эрмитаже есть еще одна картина на этот же сюжет, принадлежащая кисти Паоло Веронезе: «Теперь вы можете сравнить: картина Веронезе – назидательная, Пармиджанино – изящная».
 
Справка:
 
Итальянский художник Франческо Маццола (1503 – 1540), вошедший в историю искусства под прозвищем Пармиджанино, – крупнейший представитель маньеризма, течения в итальянском искусстве, возникшем после крушения идеалов эпохи Возрождения. «Обращение Савла» создано Пармиджанино около 1528 года.
 
«Вода живая»,
18.06.2008.