«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн – об антисемитизме (уникальный документ из архива Санкт-Петербургской митрополии)

RSSRSS
Ключевые слова: епархия, РПЦ, Санкт-Петербург
Предыдущее фото Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн – об антисемитизме (уникальный документ из архива Санкт-Петербургской митрополии) Следующее фото
26 марта в Кировском федеральном суде Санкт-Петербурга состоялся суд над главным редактором газеты «Русь Православная» Константином Душеновым. Душенов, в прошлом – пресс-секретарь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) (1990-95),  обвиняется в публикации экстремистских статей и выпуске националистического фильма.
 
Обвинение было предъявлено ему по п. "в" ч.2 ст.282 УК РФ (возбуждение ненависти и вражды, а также унижение достоинства человека и группы лиц по признакам национальности, происхождения, отношения к религии, совершенные публично и с использованием средств массовой информации, организованной группой). Дело возвращено в прокуратуру для доработки обвинительного заключения. Однако, каков бы ни был исход процесса, ясно, что  проблема навешивания на Русскую Православную Церковь ярлыка национализма не будет устранена одним судебным решением.
 
Националисты, выступающие от имени Церкви, сегодня по-прежнему достаточно многочисленны. Тревожит тот факт, что в качестве собственного «знамени» подобные «ревнители благочестия» нередко используют имена известных православных подвижников, - в частности митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. Под надписью «с благословения митрополита Иоанна» сегодня выходят издания откровенно националистического и даже расистского содержания.
 
Подобные спекуляции являются недопустимыми. В качестве подтверждения этого «Вода живая» публикует документ из архива Санкт-Петербургской митрополии, составленный в 1993 году митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном. В этом тексте владыка однозначно осуждает все виды национализма и указывает на несовместимость антисемитизма и Православия.
 
 
«"... О ЕЖЕ СОХРАНИТИСЯ ГРАДУ СЕМУ ОТ МЕЖДОУСОБНЫЯ БРАНИ"

"Все вы, во Христа крестившиеся, 
во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника...
ибо все вы одно во Христе Иисусе"
(Послание к Галатам св. апостола Павла; 3; 27-28).

В последнее время меня очень волнует ряд выступлений в средствах массовой информации. Появляются лжепатриотические статьи, в которых, прикрываясь именем Православия, авторы выражают мнения, чуждые подлинно православному христианству.
 
Речь идет, в частности, об антисемитских статьях, помещенных в газете "Отечество", № 7 за 1992 год, под заглавием "Нашествие иноплеменников" и в "Нашем Отечестве", № 1 за 1993 год, – "Нашествие продолжается". Автор их именует себя "П. Р., клирик", но странно, что он выступает анонимно, и, более того, проявляет неосведомленность во многих церковных вопросах. Автор аппелирует к патриотизму читателей, при этом показывая отсутствие собственного патриотизма и веры в силы русского народа, так как он объявляет евреями значительное число достойных православных пастырей и мирян. В большинстве примеров это просто клевета, видимо, призванная опорочить Православную Церковь таким своеобразным способом. Но возникает в связи с этим другой вопрос, внутрицерковный, канонический: можно ли вообще рукополагать в священный сан лиц иудейского происхождения. Автор, вероятно, не знает ни Писания, ни Канонов. Если мы откроем книгу правил, то увидим лишь одно определение на близкую тему: 8 правило VII Вселенского Собора говорит, что не должно принимать в Церковь только тех иудеев, которые тайно сохраняют иудейскую веру и обычаи, тех же, кто нелецимерен - принимать и крестить.
 
Христиане знают, что Крестом Христовым было уничтожено вековечное противостояние иудеев и язычников, и поэтому те, кто своей жизнью принимают совершенное Спасителем, не зависимо от происхождения оказываются в принципиально одинаковом положении. А если есть достойные для рукоположения православные люди, то дело архиерея решать, кого посвящать в сан, а кого не посвящать. Причем не происхождение должно здесь быть решающим фактором, а реальная жизнь человека. "Всякий верующий в Него, не постыдится, – напоминает нам Апостол Павел, – Здесь нет различия между иудеем и эллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его" (Послание к Римлянам, 10, 11-12). Нельзя идти на компромисс с антихристианской идеологией, не приемлющей Спасителя (что, увы, делается иногда на Западе), но и наоборот, искренне обратившихся, каким бы ни было их происхождение, Церковь не может не принимать. Тем более тех, кто в жизни своей сознательно не исповедовал до обращения иной религии».
 
Надо отличать борьбу с антихристианскими религиозными силами от расизма, каковым и является рассматриваемый антисемитизм, что для христианина не просто грех, но порок. Согласно мнению автора статей, лиц еврейского происхождения нельзя рукополагать. Это нелепость. Евангелие от Матфея начинается с родословия Господа, и вчитавшийся в него может понять, что вставший на путь антисемитизма согрешает богохульством, фактически отвергая Спасителя. Отвергает он и Божию Матерь, и Апостолов, а также большинство первых христиан. Древняя Церковь осудила ересь Маркиона, отрицавшего Ветхий Завет. Ветхозаветные святые праотцы и пророки почитаются в Церкви Христовой, Не только сродники по плоти Иисуса Христа, Его ученики, но и некоторые святые последующих поколений имеют иудейское происхождение. Например, из иудеев происходил св. Епифаний архиепископ Кипрский, упоминаемый, в частности, в Отечнике, составленном святителем Игнатием Брянчаниновым, – книге, куда не мешало бы православному человеку  заглянуть.
 
Православная Церковь в нашем Отечестве не была Церковью только русских, а была Церковью всех православных, живущих на Русской земле, и святые ее, как и святые Вселенской Церкви - люди разных национальностей и разного происхождения. Есть силы, заинтересованные в разрушении Православия, Нашу физическую слабость –результат многолетних гонений – используют и сектанты, и крайние националисты,  чьи взгляды с Православием несовместимы. И очень важно самим православным людям хранить единство и не делиться по политическому, идеологическому, национальному принципам. Это противоречило бы и Священному Писанию, и отеческому Преданию Церкви.
 
Святой апостол Павел говорит, что "… ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников" (Послание к Римлянам, 11, 25). У нас остается надежда на обращение людей ко Христу, не только современных атеистов и язычников, но и происходящих из иудейской среды, однако есть и те, кто хочет этому помешать, совершая антихристианское дело. Мы же будем просить Господа словами молитвы на литии, чтобы сохраниться граду сему от реального, а не призрачного нашествия и от междоусобной брани.
 
ИОАНН, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский».
 
«Вода живая»,
04.04.2008