«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

В Александро-Невской Лавре почтили память священномученика протоиерея Петра Скипетрова

RSSRSS
Предыдущее фото В Александро-Невской Лавре почтили память священномученика протоиерея Петра Скипетрова Следующее фото
2 февраля 2008 года (20 января по ст. ст.), в 90-ю годовщину мученической кончины протоиерея Петра Иоанновича Скипетрова, на могиле священномученика на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры был отслужен молебен. Затем в Духовно-просветительском центре «Святодуховский» состоялся вечер памяти Новомучеников Петроградских.
 
На вечере присутствовали внучка отца Петра, Галина Михайловна Скипетрова, а также потомки новомучеников протоиереев Философа и Иоанна Орнатских (матушки отца Петра Скипетрова и отца Философа Орнатского были родными сестрами), мучеников Николая и Бориса Орнатских, протоиерея Петра Успенского, протоиерея Александра Васильева – последнего духовника Царской семьи.
 
Вел встречу редактор журнала «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», специалист по истории Церкви в XX веке Илья Попов.
 
Илья Васильевич напомнил собравшимся, что отец Петр – первый пастырь в нашем городе, пострадавший за веру Христову в годы лихолетья (священномученик протоиерей Иоанн Кочуров погиб раньше, в октябре 1917 года, но в Царском Селе). Всего в течение одного только 1918 года в Петрограде были расстреляны более двадцати священников. Некоторые прославлены Церковью, другие еще ждут своего часа.
 
В день своей смерти отец Петр Скипетров пришел в Александро-Невскую Лавру, потому что накануне его вызвал будущий священномученик митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский). В Лавре уже начались беспорядки – толпа обезоружила красногвардейцев во главе с комиссаром Иловайским (чтобы спасти комиссара от неминуемой расправы, монахи вывели его через тайный ход на улицу), после чего в монастырь был послан отряд пулеметчиков. Все, кто встретился отцу Петру на пути, в том числе и его сын-семинарист, уговаривали батюшку не идти дальше. Но отец Петр пошел – и был смертельно ранен красногвардейцами в холле Митрополичьего корпуса.
 
Близкие хотели похоронить отца Петра у храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте» (с грошиками), где он был настоятелем, но власти не разрешили, и священник был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.
 
Через несколько лет власти предприняли «реконструкцию» кладбища, большая часть надгробий была разрушена. Родственникам, в том числе и вдове отца Петра, матушке Антонине, предложили перезахоронить останки покойных. Во сне матушке явился покойный муж и сказал: «Никуда мы отсюда не поедем, здесь останемся». Она отказалась перезахоранивать отца Петра, а надгробие с его могилы было перенесено на могилу их сына Николая.
 
Долгое время могила отца Петра была безымянной, лишь в 1994 году на ней был установлен новый крест. Фонарь для лампады прислали из Оптиной пустыни, икону небесного покровителя отца Петра Скипетрова – преподобного Петра Афонского – написали лаврские иконописцы.
 
На вечере памяти отца Петра 2 февраля выступил наместник Александро-Невской Лавры архимандрит Назарий. Он говорил о возможности перенесения мощей священномученика в Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры или на место земного служения отца Петра (Скорбященский храм не сохранился, на этом месте – подворье Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря). «Негоже так ходить на могилу мученика – ведь вход на кладбище нынче платный», - заметил отец Назарий.
 
Внучка отца Петра Галина Михайловна возразила: «Я против перезахоронения. Если бабушка видела такой сон, не надо трогать. Меня на могилу дедушки пропускают бесплатно». Отец Назарий успокоил Галину Михайловну: «Если родственники против, никакого перезахоронения не будет. Но все же я прошу учесть разницу между останками обычного человека и мощами священномученика. Кроме того, изначально отец Петр был похоронен у церкви. Сейчас здание Тихвинской церкви принадлежит Музею городской скульптуры, и ее вряд ли когда-нибудь восстановят. Этот музей – один из последних оплотов атеизма в нашем городе, и по горькой иронии судьбы он находится на территории монастыря. Хорошо ли Александру Васильевичу Суворову, не только выдающемуся полководцу, но и глубоко православному человеку, лежать в Пантеоне славы – так сотрудники музея назвали это место? Пантеон – это языческий храм; напомню, что создан он был уже после перестройки».
 
В ответ председатель епархиальной комиссии по канонизации новомучеников протоиерей Владимир Сорокин сообщил, что епархия планирует создать при Александро-Невской лавре музей, посвященный истории гонений на Церковь: «Отец Назарий благословил, и экспонаты постепенно собираются. У нас есть ряса священномученика протоиерея Леонида Богоявленского; недавно я выпросил на Литейном, 4 дверь камеры, где расстреливали новомучеников, и железную кровать – на таких спали арестованные», - сказал отец Владимир.
 
В завершение вечера духовник Александро-Невской Лавры, игумен Никита (Марков) освятил икону мученика Николая Орнатского (напомним, что сыновья протоиерея Философа Орнатского Николай и Борис, расстрелянные вместе с отцом, причислены к лику мучеников, но икон их до этого не было), после чего к образу приложились все присутствующие.
 
Справка
 
Петр Иоаннович Скипетров родился 4 июня 1863 года в селе Станки Вязниковского уезда Владимирской губернии в семье священника. Окончил Шуйское духовное училище, Владимирскую духовную семинарию (1884) Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1890; тема кандидатской работы – «Нравственное мировоззрение Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического»).
С 18 февраля 1884 года - диакон, определен на иподиаконскую вакансию в Исаакиевский кафедральный собор.
С 14 сентября 1892 года - священник церкви детского приюта принца Ольденбургского.
С 11898-го -- священник вновь построенной Скорбященской церкви, возведенной на месте явления в 1888 чудотворной иконы «Всех скорбящих Радосте» с грошиками.
С 1912 по 1918-й - настоятель Скорбященской церкви.
В 1894 - 1900-е годы - законоучитель в приюте великой княгини Александры Николаевны.
С 1900 по 1917-й - законоучитель в Громовском детском приюте.
19 января 1918 года, накануне официального обнародования декрета об отделении церкви от государства, большевистские власти предприняли попытку захвата Александро-Невской Лавры, что вызвало конфликт с верующими. Протоиерей Петр Скипетров увидел, что несколько красногвардейцев угрожают винтовками и револьверами пришедшим в лавру женщинам. Священник обратился к вооруженным людям с призывом не производить насилия над верующими, не издеваться над народными святынями. Один из красногвардейцев выстрелил в священника и смертельно его ранил. Вечером протоиерей Петр Скипетров скончался в больнице. Похоронен на Тихвинском кладбище (ныне Некрополь мастеров искусств) Александро-Невской лавры.
 
«Менее чуткий, более теплохладный человек мог бы промолчать и тем самым сохранить свою жизнь, но не таков был о. Петр -- энергичнейший пастырь с его смелою христианскою душою, с его «Илииной» ревностию», -- писал о нем профессор Духовной академии Александр Бронзов.
 
Постановлением Священного Синода Русской православной церкви от 26 декабря 2001 года имя протоиерея Петра Скипетрова включено в Собор святых Новомучеников и Исповедников Российских.
 
«Вода живая»,
04.02.2008