«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

Духовная культура средневековья – на языке танца (репортаж из Музея истории религии)

RSSRSS
Ключевые слова: история, Санкт-Петербург
Предыдущее фото Духовная культура средневековья – на языке танца (репортаж из Музея истории религии) Следующее фото
27 января Государственный музей истории религии совместно с Санкт-Петербургским клубом старинного танца пригласил петербуржцев на программу «Религия, танец и мода в Западной Европе XIII - XVIII веков». Небольшой лекционный зал музея с трудом вместил всех желающих, да и чтобы войти в зал, приходилось стоять в очереди, которая выстроилась со второго этажа до пятого.
 
Ведущая вечера Екатерина Смольнякова рассказала о танцевальных традициях Западной Европы, о связях этих традиций с христианской культурой. Лекция сопровождалась показом иллюстраций и видеоматериалов, а также танцевальными номерами в исполнении учеников и преподавателей Клуба старинного танца.
 
Искусство танца зародилось в глубокой древности. Первые представления о древних танцах нам дают античные фрески и древнеегипетские иероглифы, изображающие фигуры танца. Танец на ранних этапах истории человечества был тесно связан с религиозным обрядом.
В христианскую эпоху, с одной стороны, языческие ритуальные танцы были переосмыслены и приспособлены для христианских праздников, с другой – танец порою становился пародией на богослужение. Поэтому те или иные танцы в разные эпохи запрещались – впрочем, все эти запреты были малоэффективны.
 
Одним из танцев средних веков, продемонстрированный членами Клуба старинного танца, был так называемый dance macabre – «танец смерти», крайне популярный вплоть до XVII века. «Танец смерти» - это не совсем танец (в смысле набора определенных движений), скорее постановка на определенную тему. Поначалу он был иллюстрацией к проповеди, позже стал сюжетом для бродячих театральных трупп. Смысл его прост: танцующих, беззаботно резвящихся людей призывает к себе Смерть .Смерть не смотрит на возраст, звание, богатство, красоту. Часто танцевальное действо сопровождалось стихотворными диалогами между Смертью и различными персонажами – от пап и королей до простых женщин и детей. Стихотворные диалоги обычно сопровождали изображения на фресках и гравюрах. «Танец смерти» мог исполняться под пение кантиг, в которых отражалась тема неизбежности смерти.
 
История социального танца в Западной Европе (то есть танца, бытовавшего в среде обычных людей, танца для общения и удовольствия) неразрывно связана с историей костюма. Поначалу и костюм, и танец были примерно одинаковыми для всех сословий: костюм простолюдина и знатной особы отличался лишь качеством ткани. К концу XIV века одежда четко разделилась на простонародную и предназначенную для благородных. Причем одной из главных примет костюма для благородных стало неудобство: одежда должна была подчеркнуть, что ее обладателю работать не пристало. Это наложило отпечаток и на танцевальные движения – они не содержали активных шагов, резких поворотов, были плавными и величественными. А в XVI веке, когда появились корсеты у женщин и простеганные дублеты у мужчин, руки и корпус стали практически неподвижными - все движения свелись к движениям ног.
 
Первые учебники танцев появились в Италии в XV веке – эта страна стала законодательницей танцевальной моды для всей Европы. В XVI веке танец стал средой общения: характер танца позволял вести длительные беседы. В Англии той поры был популярен танец под названием «вольта»: в нем дамы, поддерживаемые кавалерами за талию, высоко подпрыгивали. В Европе поначалу с предубеждением отнеслись к «развратному» танцу еретической Англии (его горячей поклонницей была сама королева Елизавета), но потом он получил распространение и в католическом мире.
 
Радикальные перемены в искусстве танца связаны с эпохой Людовика XIV: Король-Солнце сделал крайне важный шаг от социального танца к сценическому, из которого впоследствии образовался классический балет. При Людовике XIV была создана Королевская академия танца, которая занималась описанием и стандартизацией танцев. В ту пору и костюм изменился настолько, что в танце оказались задействованы не только ноги, но и руки. Танец стал требовать тщательной подготовки и тренировки.
 
После лекции был организован мастер-класс. Сначала всех желающих научили танцевать простейший средневековый круговой танец бранль (получилось хорошо – несмотря на то, что темп все убыстрялся и убыстрялся), потом выстроили в пары и обучили контрдансу под названием «Поросенок» (контрдансы как вид танца вошли в моду в Англии в XVII веке, после смерти королевы Елизаветы, и стали одними из самых распространенных европейских танцев).
 
«Вода живая»,
28.01.2007