«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

Иерей Владимир Хулап: «Проблему церковного календаря необходимо в первую очередь решить на богословском уровне»

RSSRSS
Ключевые слова: РПЦ, Санкт-Петербург
Предыдущее фото Иерей Владимир Хулап: «Проблему церковного календаря необходимо в первую очередь решить на богословском уровне» Следующее фото
В книжном клубе «Буквоед на Восстания» 24 декабря состоялась встреча на тему «Мифы о церковном календаре».

Встречу, организованную «Буквоедом» совместно с епархиальным радио «Град Петров», вел иерей Владимир Хулап, кандидат богословия, клирик храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Павловске, референт Санкт-Петербургского филиала ОВЦС МП. Целью встречи, по словам отца Владимира, было «рассказать о некорректной, недостоверной и просто ложной информации, которая кочует из одной православной брошюры в другую».

Каждый год в канун 25 декабря, которое почему-то именуют «католическим Рождеством» («Рождество – Христово, а не «православное» и «католическое», – напомнил собравшимся отец Владимир), только ленивый не обвиняет Русскую Православную Церковь в «отсталости», нежелании идти в ногу со временем. Многие православные при этом реагируют резко: утверждая, что их – юлианский календарь – является «верным», а григорианский стиль были принят католиками и протестантами «по наущению Диавола».

Между тем, по словам отца Владимира, едва ли есть основания для таких взглядов. Корень «календарных» споров в том, что солнечный год по числу дней – величина «не целая»: Земля делает оборот вокруг Солнца за 365 дней, 5 часов, 48 минут и 46 секунд. Следовательно, попытка назвать годом целое число суток неизбежно приводит к погрешностям в летоисчислении.

Уже на заре истории человечества человек пытался «приручить» время. Авторы одного из первых солнечных календарей, древние египтяне, просто отбросили «ненужный» остаток, но за эту простоту пришлось расплачиваться точностью: ошибка в один день возникала каждые четыре года. В последующие века астрономы пытались уменьшить погрешность. Юлианский календарь, который Юлий Цезарь ввел в 45 году до нашей эры, был точнее в тридцать раз: ошибка возникала раз в 128 лет. Григорианский календарь, введенный решением папы Григория XIII в 1582 году и изначально принятый только в Католической Церкви, по сути являлся не нововведением, но попыткой ликвидировать накопившуюся погрешность в летоисчислении. В нём стало действовать новое правило о високосном годе: «столетние» года (оканчивающиеся на два нуля) високосны, если они делятся без остатка на 400.

Таким образом, астрономически григорианский календарь более точен, нежели юлианский. А утверждение о том, что юлианский календарь является «священным» или «православным», некорректно: он был принят язычником для языческого государства за сорок лет до Рождества Христова. По словам отца Владимира, «астрономы времен Юлия Цезаря, наверное, очень удивились бы, узнав, что какой-то неведомый им северный народ до сих пор пользуется их календарем, а самому Юлию Цезарю это бы очень польстило».

Также несостоятелен миф о том, что юлианский календарь был утвержден на Никейском соборе. В действительности же, напомнил отец Владимир, на I Вселенском соборе ни слова не говорилось не только о календаре, но и каких-то конкретных формулах или таблицах для вычисления даты Пасхи.

И точно так же неверно, что переход Католической Церкви на григорианский стиль был личной прихотью папы Григория XIII. На самом деле вопрос о календарной реформе поднимался не только в Риме, но и в Византии. Византийские богословы XIV-XV вв. – среди нах Григор Никифор и Исаак Аргир – посвятили этой теме свои труды, которые были переведены на Западе и вызвали большой интерес. Почему Восточная Церковь не стала проводить календарную реформу? – судить сложно. По словам отца Владимира, в это время приближалась «круглая» дата – 7000 лет со дня сотворения мира (1492 г. Р.Х.), а если до Второго Пришествия осталось всего несколько десятилетий, зачем думать о реформе? Когда в 1583 году католики предложили православным перейти на новый стиль летоисчисления, участники Константинопольского собора усмотрели в этом желание Рима навязывать Востоку унию и отклонили «новый» стиль.

Несмотря на это, интерес к календарной реформе на Востоке сохранялся. Позднее, в 1923 году в Константинополе состоялось совещание поместных Православных Церквей. На нем было принято решение перейти на так называемый новоюлианский календарь. «Это не старая Пасхалия плюс григорианские даты непереходящих праздников, как принято думать, - объяснил отец Владимир. – Это совершенно новый календарь, более точный по сравнению с григорианским: ошибка в один день здесь возникает за 40 тысяч лет, и он совпадает с григорианским до 2800 года». Все Православные Церкви, кроме Русской, Иерусалимской, Сербской, Грузинской и монастырей на святой горе Афон, перешли на новоюлианский календарь, но Пасхалия осталась прежней из-за начавшихся церковных нестроений.

В России вопрос о календарной реформе поднимался неоднократно, но каждый раз отклонялся из боязни народных волнений и нового церковного раскола. На рубеже XIX и ХХ веков Русское астрономическое общество обсуждало проект «новорусского», или «николаевского», календаря, который допускал бы погрешность в один день за 100 тысяч лет, и рекомендовало ввести его в 1920 году. Однако этим планам не суждено было сбыться: 1 февраля 1918 года большевистское правительство ввело в государстве свой «новый стиль». Церковь не признала его, но и собственной календарной реформы провести не сумела: Поместный собор 1917-18 годов, на котором она обсуждалась, отказался ввести новый календарь в церковное употребление в 1918 г. и постановил продолжить изучение вопроса, однако вскоре после этого Собор был вынужден прекратить свою работу.

Отец Владимир отметил, что сегодня проблему церковного календаря необходимо в первую очередь решить на богословском уровне: ибо серьезных богословских исследований на эту тему в Русской Православной Церкви пока нет. В то время, как «вопрос о календаре – это вопрос о том, что в церковной традиции неприкасаемо, а что нет».

Затем отец Владимир ответил на вопросы слушателей. Приводим некоторые из них.

– Многие противники календарной реформы одним из главных аргументов называют сошествие Благодатного огня.

– Благодатный огонь сходит на Православную Церковь, а не на календарь. Если наша Церковь благодатная, почему же Господь откажет нам в этом чуде?

– Говорят также, что католики часто празднуют Пасху одновременно с иудеями или даже раньше, а этого делать нельзя.

– I Вселенский собор не запрещал праздновать Пасху в те же дни, что и иудеи: эти даты неоднократно совпадали в III-VIII вв., после чего такое совпадение стало невозможным из-за погрешности юлианского календаря. Христианская Пасхалия создавалась именно как независимая от иудейской, поэтому совпадают эти даты или нет, для святых отцов было не важно. Тем более, что сейчас иудеи пользуются совершенно иным календарем, чем это было во времена Спасителя. 

– Правда ли, что юлианский календарь используется астрономами?

– Действительно, в астрономии есть понятие «юлианский период», это система непрерывного счета дней, изобретенная астрономом Иосифом Скалигером. Однако Скалигер назвал ее юлианской не в честь календаря, а в честь своего отца, которого звали Юлием.

В заключение отец Владимир подчеркнул, что никоим образом не призывает к немедленной календарной реформе, так как при теперешнем состоянии Церкви это неминуемо вызовет раскол: «Мы посланы в этот мир Богом, чтобы возвещать о Христе. Нашей Церкви есть что сказать этому миру помимо церковного календаря».
 
«Вода живая»,
25.12.2007