«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

Архимандрит Назарий: «Наступило время качественного развития монашеской жизни»

RSSRSS
Выступая на ежегодном епархиальном собрании 26 ноября, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, благочинный монастырей и подворий Санкт-Петербургской митрополии архимандрит Назарий (Лавриненко) высказал свой взгляд на состояние монастырей и монашеской жизни в епархии.
 
Отец Назарий напомнил, что количественные показатели развития монашества в епархии – безусловно позитивные. Так, к настоящему времени в епархии имеется 13 монастырей (8 – мужских, 5 – женских), причем восемь из тринадцати обителей открыты попечением нынешнего правящего архиерея, митрополита Владимира. Рост числа монашествующих за последние годы также очевиден: в 2004 году в постриге было 133, на сегодняшний день – 183 насельника. Некоторое сокращение числа постригов в последние годы, по мнению отца Назария, вполне естественно: «Сейчас кандидатов в монашество не очень много. Прошел период количественного умножения числа насельников и открытия новых обителей, наступило время качественного развития монашеской жизни и пополнения уже существующих обителей».
 
Тревожным симптомом, по мнению отца Назария, является увеличение доли белого духовенства в клире монастырей: «Если в 2004 году в монастырях епархии служило 20 белых священников, то в этом году уже 31». В частности, белое священство преобладает в Свято-Успенском Тихвинском монастыре и в Иоанно-Богословском Череменцком монастыре. Рождество-Богородичный Успенский монастырь и Свято-Троицкий Коневский также «с помощью белого духовенства решают свои проблемы на подворьях». Исключение составляет только Свято-Сергиева Приморская пустынь, которая полностью обходится своим, черным духовенством. «Я это отмечаю не потому, что я плохо отношусь к белому духовенству – я считаю, что это явление свидетельствует о нашей собственной слабости, - сказал отец Назарий, - конечно, можно, чтобы так оставалось и дальше, но все же лучше, чтобы в мужских монастырях служило духовенство из монашеской среды. Белый священник имеет семью, он волей-неволей должен думать о том, как ее обеспечить. А монах должен помнить, что он находится в монастыре не ради денег, а ради спасения».
 
Также бедственным, по словам отца Назария, является хозяйственное положение ряда монастырей. В особенно тяжелом положении находятся монастыри Старой Ладоги - Никольский мужской и Свято-Успенский девичий. В Никольском монастыре не хватает рабочих рук (из семи насельников – пять послушников), в Успенском монастыре – насельниц уже десять, сложился приход, но ситуацию осложняет отсутствие постоянного священника (в настоящее время монастырь окормляют священники из Александро-Невской Лавры).
 
Говоря о хозяйственных трудностях, отец Назарий призвал отцов-настоятелей и матушек-настоятельниц обращать наибольшее внимание на послушников и трудников, которых они принимают в обитель. Он подчеркнул, что часто из-за недостатка в рабочих руках настоятели монастырей вынуждены прибегать к помощи случайных людей. «Часто в наши монастыри приходят люди с несформированными взглядами, с нечеткими убеждениями, зачастую – убежавшие от своих бытовых и семейных проблем. По-человечески, по-христиански это понятно, - но жаль, что они покидают монастырь, прихватив на «молитвенную память» что-то из монастырского имущества или попросту обокрав собрата. Такое случается нечасто, но оставляет горький след на всей жизни обители», - отметил отец Назарий. «Поэтому очень важно, чтобы послушников и трудников у вас было как можно больше, - именно из этих людей должна пополняться монашеская община», - добавил он.
 
«Вода живая»,
30.11.2007