«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

Протоиерей Георгий Митрофанов: «Рассуждать о близости коммунизма и христианства в России – столь же цинично, сколь и глупо»

RSSRSS
Ключевые слова: государство, общество
В последние годы коммунистическое движение в России находится в глубоком кризисе. Одна из отчаянных попыток выхода из него со стороны КПРФ – использование христианской риторики. В надежде на расширение электоральной базы, лидер КПРФ активно цитирует Евангелие (http://www.jur-jur.ru/articles/articles309.html).  «Геннадий Зюганов солидарен с Русской Православной Церковью»
(http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_33_aId_411931.html) – все чаще подобные заголовки пестрят на страницах СМИ.
Что общего может быть у коммунизма и христианства?
Специально для «Воды живой» ситуацию комментирует клирик Санкт-Петербургской епархии РПЦ, член Синодальной комиссии по канонизации святых, профессор Санкт-Петербургских Духовных школ протоиерей Георгий Митрофанов:
 
"Одним из важнейших результатов двадцатого века является пережитый значительной частью человечества опыт реализации идеалов коммунистического утопизма. Результат этого страшного эксперимента, казалось бы, должен привести человечество к вполне определенному выводу о несовместимости коммунизма и христианства. Но, между тем, и по сей день, даже в нашей стране, - правда, в основном со стороны представителей коммунистической партии, - раздаются утверждения о том, что коммунизм является наиболее близким к христианству социально-политическим учением.
 
В связи с этим хочется напомнить хотя бы о нескольких мировоззренческих принципах, делающих несовместимыми христианство и коммунизм. Первое. По мнению коммунистов, несовершенство жизни связано с неправильным устройством общества, основанного на существовании частной собственности. По мнению же христиан, несовершенство жизни связано с несовершенством души каждого человека, которое стало неизбежным после отпадения человека от Бога.
 
Второе. По мнению коммунистов, совершенная жизнь на земле принципиально возможна, - если создать общество, в котором у людей будет отнята частная собственность на средства производства. Однако, по мнению христиан, совершенная жизнь на земле принципиально невозможна, а запрещение человеку иметь частную собственность делает жизнь еще более несовершенной, так как в значительной степени ограничивает человеческую свободу.
 
Третье. Неудачи в попытках создать совершенную жизнь на земле коммунисты объясняют тем, что многие люди не делают того, что требует от них коммунистическая идеология. Этих людей, по мнению коммунистов, надо заставить подчиниться коммунистическому режиму, – в противном случае, надо уничтожать их, как врагов народа, которому они мешают счастливо жить под властью коммунизма. По мнению же христиан, неудачи в попытках создать совершенную жизнь на земле объясняются тем, что душа каждого человека остается несовершенной. Людей нужно призывать – прежде всего, личным примером самих христиан, – становиться лучше. Но нельзя, попирая свободу людей, заставлять их быть "хорошими".
 
Четвертое. Коммунисты, обещая людям невиданную доселе свободу, которой предполагали достичь путем перераспределения материальных ценностей, превратили на деле основную массу людей в странах, где они побеждали, в бедняков, лишенных какой-либо свободы. Христиане же подчеркивают, что материальное изобилие не должно быть смыслом жизни человека, что свобода человека заключается в первую очередь в освобождении от собственных греховных страстей, во все времена и во всех обществах способствовали развитию принципов справедливости в распределении материальных благ и свободы в духовной и творческой жизни человека.
 
Наконец, пятое. Коммунисты всегда отрицали безусловность и вечность главных нравственных заповедей. Убийство для них – доблесть, когда убивают классового врага. Кража – добродетель, когда отнимают имущество у частного собственника. Христиане же всегда считали главные нравственные заповеди непреложными, установленными Богом. Убийство и кража – грехи перед Богом, когда бы, где бы и кем бы они не совершались.
 
Именно поэтому везде, где коммунисты приходили к власти, они так или иначе преследовали христиан. Достаточно вспомнить семь тысяч только представителей духовенства и монашества в Испании в 1936-39 годах. Или более ста двадцати тысяч представителей духовенства и монашества, убитых в России с 1917 по 1956 год. Рассуждать о близости коммунизма и христианства в России, после того, как за первую четверть века своего пребывания у власти коммунисты почти полностью уничтожили крупнейшую поместную Церковь православного мира – столь же цинично, сколь и глупо. Уничтожив миллионы православных христиан, большевики провели непреодолимую кровавую духовно-историческую черту, которая навсегда разделила коммунизм и христианство".
 
«Вода живая»,
03.11.2007