Никогда не доверяйте экскурсоводам в Турции, обычно они несут всякую ерунду. Впрочем, потом это заставляет засесть за книги, чтобы понять, как же все было на самом деле. В очередной раз услышав мистический бред про дом Пресвятой Богородицы в Эфесе, я, вернувшись на родину, решил покопаться в литературе.
Эта история, произошедшая 109 лет назад, немного похожа на детектив. Началась она во французском госпитале города Измир. Монахини, служившие в нем, читали больным популярную в те годы книгу, известную в России как «Видение блаженной Екатерины о страданиях Спасителя Мира Господа нашего Иисуса Христа». В начале XIX века прикованную к постели немецкую монахиню Анну Катарину Эммерих посещали видения о земной жизни Христа. Уже после смерти визионерки ее секретарь поэт-романтик Клеменс Брентано опубликовал литературный пересказ видений.
Настоятельницу французской монашеской общины в госпитале Измира привлекло описание дома Пресвятой Богородицы, которая, согласно Катарине Эммерих, провела последние годы своей жизни и скончалась в маленьком домике недалеко от Эфеса. Описание было настолько подробным и казалось достоверным, что мать Мари де Манда Грансе попросила приехавшего на службу в больничную церковь священника проверить, есть ли такой дом на самом деле.
Она не знала, что священник, а звали его Анри Юнг, с огромным скептицизмом относился к фантазиям немецкой монахини. Чтобы доказать их несостоятельность, он организовал небольшую экспедицию, взяв с собой такого же скептика отца Эжена Пулена. Ранним утром 29 июля 1891 года священники отправились в окрестности Сельчука (так теперь называется древний Эфес), вооружившись компасом и книгой Катерины Эммерих.
Если вы были в Турции в июле-августе, то можете представить, какая жара стояла тогда! Разумеется, исследователи вскоре устали и, завидев на склоне холма женщин, обрабатывающих табак, взмолились: «Воды!» Но в ответ услышали, что вода есть в монастыре, расположенном рядом на западном склоне Соловьиной горы. Пройдя несколько сотен метров, они наткнулись на древние развалины, в деталях соответствующие описаниям дома Богородицы из книги, которую держали в руках. Неужели немка была права?!
То, что стало откровением для европейцев, на самом деле издревле было известно грекам из села Шириндже, расположенного в нескольких километрах от находки. Они почитали эти развалины как дом Пресвятой Богородицы и каждый год на Успение ходили сюда, чтобы помолится на месте, где скончалась Приснодева Мария. И даже более: именно здесь она и была погребена!
Это заставило серьезно задуматься о найденных развалинах. Видения, описанные в книге, никто не брал в расчет. Однако предание, сохраненное православными жителями этих мест, необходимо было проверить при помощи археологии.
Недалеко от дома с источником ими были обнаружены развалины византийского монастыря VI века. Однако наибольший интерес представляли руины самого дома. Обнаруженные стены принадлежат церкви, возведенной, вероятнее всего, в XIII веке, на более древнем фундаменте. Внимание археологов привлекло то, что храм ассиметричен. С правой стороны к алтарной части прилегает небольшая комната. Рядом с ней и была возведена церковь. Одну из стен этого строения, сооруженную из небольших прямоугольных камней, археологи датировали I веком. Недалеко было обнаружено и захоронение тех же времен. Повторное изучение комнаты позволило найти следы многократной реставрации. Стену старались сохранить, даже нарушая единообразие возводимых рядом строений.
Археология, кажется, подтвердила традицию, передаваемую местными греками из поколения в поколение, что здесь издревле находилась святыня, возведенная на месте дома, где жила и умерла Богородица. Как знать?! Впрочем, лично мне ближе традиция, согласно которой Богородица умерла и была погребена в Иерусалиме, у подножья Масленичной горы в семейном склепе.
Тем временем бойкие турецкие гиды организовывают массовые выезды отдыхающих в Сельчук к дому Марии, поят легковерных туристов водой из трех источников, якобы приносящих любовь, здоровье и богатство, советуют вешать записки с пожеланиями у святыни и рассказывают другие басни. В конце концов, еще Гераклит Эфесский сказал: «Объективная реальность здесь и сиюминутна».