«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 9, 2011 год

С чего начинается жизнь

БОЛЬНИЦА ЕСТЬ БОЛЬНИЦА



Едва входишь в часовню, как взгляд сам собою поднимается к алтарной апсиде, где расположен прекрасный витраж с изображением Божией Матери. Из окна, находящегося за витражом, льется свет, озаряя твердь небесную и божественные лики. "Это копия работы художника В. М.Васнецова, — говорит настоятель храма-часовни иерей Максим Фионин, — оригинал находится в храме Смоленской иконы Божией Матери. К слову, сейчас решается вопрос, чтобы сделать часовню приписной именно к Смоленскому храму".Отец Максим молод, высок, русоволос. Беседу ведет неспешно, давая собеседнику возможность подумать над его словами, задать вопрос. В его облике много от священника былой России. Но, когда он начинает говорить, сразу чувствуется, насколько он созвучен сегодняшнему дню Церкви, насколько ориентируется в современном мире. А порой промелькнет в его глазах что-то мальчишеское...Поскольку институт — закрытое медицинское учреждение, деятельность часовни в основном связана с окормлением тех, кто здесь находится. Это не только роженицы, но и пациенты поликлиники и операционных. Приходят в часовню и врачи, медсестры. Но им сложнее, поскольку они работают по графику. По этому поводу настоятель замечает: "Мой знакомый социолог утверждает, что (согласно проведенным им опросам) люди, которые работают в учреждении, где есть храм, редко являются его прихожанами. Храм для человека — особое место, и ему не хочется, чтобы это место было связано с работой«.Литургия совершается в часовне раз в месяц. Опыт предыдущих настоятелей показывает, когда люди знают, что богослужения надо ждать, они к этому дню заранее готовятся. Молебны проходят еженедельно по пятницам. Однако регулярно освящаются те или иные отделения: часто врачи сами просят об этом. Значит, чувствуют необходимость в молитве.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СМЕРТИ



Другие витражи украшают двери часовни, они сделаны не так давно при финансовой поддержке директора института Э. К.Айламазяна. Прежде на месте витражей был обыкновенный картон. В часовне много старинных икон, среди них большинство, конечно, изображения «Богородицы в родах помощницы». В центре стоит чаша для крещения: крестильня при роддоме совершенно необходима. Бывает, ребенок рождается прежде срока и нужно бороться за его жизнь, а иногда — срочно крестить.«Период родов для женщины — особый, — убежденно произносит настоятель. — Она становится чувствительной к мелочам, подчас раздражительной. Рожениц необходимо поддерживать, вселять в них бодрость духа. Когда человек не уверен и боится, ему сложно справиться не только с ситуацией, но и с самим собой. Нужно напоминать о том, чтобы женщины не срывали свое состояние на ближних. Стараться акцентировать внимание рожениц на том, что сейчас особый момент не только для их будущего ребенка, но и для них самих».

МИСТИЧЕСКИЙ ПУТЬ ЕЛЕНЫ



Елена Журавлева — певчая. Женщина с большими и задумчивыми глазами. "Почти десять лет я в этом храме, — тихо звучит ее голос. — Хотя пела и в других церквях, но, где бы ни пела, постоянно здесь оставалась. Несколько раз в часовню приглашали большой хор, но здесь места мало и для него, и для его звучания«.Крестилась Елена в зрелом возрасте, в 31 год. И крещение было косвенным образом связано с Институтом им. Д. О.Отта. В замужестве не было у Елены детей. Проходя курс лечения, она познакомилась с девушкой, которая настойчиво уговаривала ее купить книгу протоиерея Александра Меня «Сын человеческий». Когда Елена приступила к чтению, многие знакомые стали говорить ей, что нужно покреститься.«Тогда, в начале 90 х годов, — продолжает Елена, — был всплеск разных духовных учений. Хорошо помню, как я в тот момент сказала: «Мне ведь неизвестно, какая вера настоящая. Может, буддизм или что-нибудь другое?» А мне в ответ: "У тебя же на лбу написано, что ты православная".Вышло так, что Елена покрестилась по совету, надеясь, что у нее родится ребенок. После пристрастилась к религиозной литературе, особенно к книгам отца Александра Меня, и через них стала приходить к вере. Эти книги попадались ей самым чудесным образом, словно бы ниспосланные свыше. Елена вспоминает, как однажды прочитала, что должны выйти несколько книг отца Александра, и вскоре, когда она шла по улице, ей на глаза попался подвальчик, где был газетный киоск. Она зашла, принялась осматривать полки и вдруг увидела именно те книги, о которых читала. В тот момент она испытала редкое воодушевление!Со временем у Елены образовался круг знакомых с теми же интересами, что и у нее. А чуть позже она прочитала, что необходимо быть прихожанином какого-то одного храма, хотя бы раз в месяц причащаться. Она начала ходить по разным храмам, разыскивая "свой"."В службах я тогда мало понимала, — признается Елена, — а хотелось уяснить самую суть богослужения. Я услышала, что есть воскресная школа для взрослых, и пошла туда. В конце концов пути-дорожки привели меня на Гутуевский остров в храм Богоявления Господня. Там служил отец Максим, тогда еще диакон, а одним из священников был отец Кирилл Копейкин, первый настоятель этой часовни. С того времени я стала прихожанкой Богоявленского храма и узнала, что и в часовне есть службы. Так я впервые пришла сюда«.Елена с детства любила петь. Студенткой пела в институтском хоре. В часовне первое время матушке подпевала, затем стали петь вместе. Позже пела она во многих церквях.Вернувшись к началу своего рассказа, Елена вздыхает: «Нет, не дал мне Бог ребенка... Но я думаю, если бы так не случилось, то я, наверное, и в Церковь не пришла. Выпросить ребенка — был мой главный повод. С годами же исчезло у меня ощущение такой обязательной связи: ты просишь у Него детей, и Он дает детей. Просто моя жизнь стала совсем другой, наполненной смыслом, дружбой, миром и покоем в душе».

А МОГ БЫ СТАТЬ АТЕИСТОМ



Псаломщик Михаил Вербовский начал с неожиданного признания: «Я покрестился последним из всех родственников». Почему так получилось, он не сразу объяснил. Долго щурил глаза, едва заметно улыбался, глядя себе под ноги. Потом вдруг сказал: "Самая обыкновенная история..."Деревня в Брянской области. Голодный год, голодный ребенок. Есть корова — маслице взбивают; есть курица — яички несет; но все это — на рынок, поскольку налоги платить надо. Это маленькому Мише отец сказал, и он на всю жизнь запомнил.Однажды нужно было кого-то помянуть, подать записки за упокой, и отец с сыном направились к местному священнику. Очень хорошо врезалось в детскую память, что был пост. Потому что родители из-за голодухи экономили, а детям говорили, что пост, чтобы те рты не раскрывали."Мы с отцом зашли, — вспоминает Михаил, — а священник сало кушает, молоком запивает. Это ситуация совершенно дикая. Ведь не кто-нибудь, а голодный ребенок пришел. Он эти продукты, которые приносили священнику, только по большим праздникам видел и то не всегда. А тут — каждый день, невзирая на пост. Конечно, это сильно оскорбляло. Потому-то отец и относился к Церкви очень настороженно...«.Неизвестно, как сложилась бы судьба Михаила, если бы не встретился ему протоиерей Владимир Цветков, который руководил Обществом православной культуры имени святителя Игнатия Брянчанинова. Человек искренний и увлеченный, отец Владимир сумел показать Михаилу, насколько широк и разнообразен мир православной веры. «Я у него многое почерпнул, — продолжает Михаил, — особенно его отношение к богослужениям. Для отца Владимира быть на службе — высшее счастье и смысл жизни. Я ему благодарен за то, что он смог заразить меня и очень многих любовью к Богу... Разве можно сравнивать того священника из раннего детства и протоиерея Владимира Цветкова?..»

МЫ ИЗ КРОНШТАДТА

Люди из разных городов и с разными проблемами лежат в Институте им. Д. О.Отта. Екатерина Савина — молодая черноглазая девушка из Кронштадта. Находится здесь «на сохранении» уже месяц и все это время посещает службы в часовне."Господь привел сюда для спасения детей, — говорит она. — У меня будет двойня. В часовне Господь поддерживает духовно, поддерживает веру, чтобы не унывать. Конечно, это благодать, что есть храм, где можно регулярно причащаться. Мы здесь соборно молимся, по нескольку человек из разных палат. Держимся друг за дружку и других убеждаем, чтобы тоже сюда ходили«.Крестили Екатерину во младенчестве, но сознательно она пришла к Богу три года назад. По ее словам, на богослужениях в часовне у нее совершенно особые ощущения. Потому что здесь чувствуешь себя иначе, чем в большом храме, кажется, три метра шагнешь — и вот Он, совсем рядом.Напоследок Екатерина сказала: «Когда стало ясно, что будет двойня, ощутила бесконечную радость. Это даже не описать словами, а можно лишь прочувствовать. Оба — мальчики. Имена будем давать по святцам, но сейчас не угадаешь, когда родятся. У нас уже есть сын шести лет, так что теперь, даст Бог, будет три пацана. И все из Кронштадта».



Дмитрий Тарасов