«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 6, 2010 год

КУДА ИДТИ? Евангелие в неделю 3-ю по Пятидесятнице

Сказал Господь своим ученикам: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое здраво, все тело твое будет исполнено света; но если око твое нечисто, все тело твое будет исполнено мрака. А если свет, который в тебе, есть тьма, то как же темна сама тьма! Никто не может служить двум господам; или первого отвергнет, а другого возлюбит, или первому будет предан, а для второго нерадив. Вы не можете служить и Богу, и богатству. И потому Я говорю вам: не тревожьтесь о жизни вашей, что вам есть и пить, ни о теле вашем, во что вам одеться; не больше ли жизнь, чем пища, и тело, чем одежда? Посмотрите на птиц небесных, что не сеют, и не жнут, и не запасают запасов в закромах, и все же Отец ваш Небесный питает их; а вы, не намного ли вы ценнее их? И кто из вас хлопотами сможет прибавить к сроку жизни своей хоть на один локоть? И об одежде зачем беспокоитесь? Поглядите, как растут цветы в поле — не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как любой из них. Если же полевую траву, которая сегодня растет, а завтра будет брошена в печь, Бог так наряжает, — насколько же более вас, маловеры? Итак, не тревожьтесь, говоря: „что нам есть?“, — или: „что нам пить?“, — или: „во что нам одеться?“ Такие заботы занимают язычников; но Отец ваш Небесный знает, что вам все это нужно. Прежде всего заботьтесь о Царствии и о правде Его, а это все будет дано вам впридачу».

Мф. 6, 22-33
Перевод Сергея Аверинцева

Куда идти? К незримому стремиться
Иль предпочесть достойное очам?
(Отрывок из духовного стиха.
Автор неизвестен)


Вопросы, касающиеся нравственной жизни и должного поведения человека, не раз становились предметом поучений Христа. Господь произносил подобные поучения по разным поводам, в разных местах Палестины и в разное время Своего общественного служения. Форма изложения нравственных истин также не была единообразной. Христос произносил поучения в форме притч, загадок, пословиц, повествований, благословений и проклятий, т.е. использовал все многообразие библейских литературных жанров, понятных Его современникам. Но для удобства изучения евангелист Матфей объединил все нравственное учение Христа в одну большую речь, которая получила название «Нагорная проповедь».

Содержание «Нагорной проповеди» — наиболее обсуждаемый и многозначимый материал Евангелия. Споры о том, как стоит понимать положения «Нагорной проповеди» — символически или буквально, начались в первом веке и продолжаются до сих пор. Именно из-за разницы понимания слов «Нагорной проповеди» в христианской Церкви произошло множество разделений и расколов. Отрывок из «Нагорной проповеди», составляющий Евангельское чтение недели 3-й по Пятидесятнице, не является исключением в сложной истории осмысления слов Спасителя.

Начиная с 19 стиха и до конца 6-й главы Господь говорит об опасности увлечения человека материальными благами. Не отрицая важности и необходимости материального благополучия для достойной человека жизни, Христос вместе с тем предупреждает, что богатство может не только служить препятствием для полноценного духовного роста человека, но и привести его к вечной погибели. Это происходит в том случае, если стремление к богатству становится абсолютной ценностью. Абсолютно только то, что вечно. А богатство носит временный характер, ограниченный рамками человеческой жизни. В вечность человек переносит не содержание своего кошелька, а содержание души. Именно с призыва к этой очевидной и в то же время постоянно забываемой нами истине Господь начинает поучение о том, стремление к обладанию каким богатством гарантирует человеку стабильность в вечности: «Не собирайте себе сокровищ на земле.., но собирайте себе сокровища на небе...»

Но для того, чтобы распознать сокровища, чтобы их увидеть и вместо подлинной ценности не обмануться подделкой, необходимо хорошее зрение. Глаза — это орган, посредством которого мы воспринимаем окружающий мир. Очень многое в нашей жизни зависит не от происходящих событий, но от того, как мы их воспринимаем. Если у человека слабое зрение, то его представление об окружающем мире будет всегда искажено. Именно на это и указывает Господь: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло». Понятно, что в этих словах речь идет не только о значимости для полноценной жизни физического зрения. Здесь Христос приводит не раз используемую в Евангелии параллель между духовным и физическим зрением человека. Насколько важны и незаменимы глаза для правильного восприятия окружающего нас мира, настолько необходимо и незамутненное духовное око для восприятия нами Божественного света. Слабое духовное зрение не позволит нам увидеть Бога в потемках собственной души. Сказанное относится к духовной жизни в целом. Но в контексте темы о богатстве становится очевидно, что Господь называет духовно слепыми людьми сребролюбцев. Их духовное зрение помрачено погоней за сокровищем тленным, которое «моль и ржа истребляют и <...> воры подкапывают». Поэтому они не могут увидеть сокровища вечного, а значит, и не стремятся к обладанию им. Именно по этой причине материально благополучные персонажи таких евангельских притч, как «о безумном богаче», «богатом и Лазаре», оказываются неимущими перед лицом вечной жизни. Они собирали сокровища для себя, а не в Бога богатели.

Отсутствие полноценного духовного зрения, а зачастую и полная духовная слепота направляют человека на ложный путь служения иным богам. Одним из самых заманчивых кумиров во все времена было богатство (маммона). Господь предупреждает о невозможности служения двум господам одновременно и дает обоснование Своей позиции: «...ибо или одного будет ненавидеть, а ?другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть». Не стоит понимать сказанное примитивно, в духе «социального бого?словия». Либо нищета и вечное спасение, либо богатство и вечная погибель. Вера в Бога и богатство не исключают друг друга. Речь идет о служении, а значит, и о цели человеческой жизни. А цели этих служений диаметрально противоположны. Их пути никогда не пересекутся. Если в центр своей жизни человек полагает служение маммоне, то средства, которые он будет применять на пути к этой цели, окажутся несовместимыми с учением Христа об «узком» пути вхождения в Царствие Божие. Если богатство — бог, а достижение богатства — служение, т.е. приближение к богу, то подобное служение будет проходить путем попрания Божиих заповедей, а не исполнения их. Что это за путь, известно каждому: путь обмана, насилия, преступления. Очень часто в истории путь преданного и последовательного служения богатству оставлял за собой кровавый след и в конечном итоге приводил адепта маммоны к вечной погибели.

Наиболее сложной для восприятия является часть речи Христа (стт. 25-33), начинающейся со слов: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться». Господь подтверждает правоту сказанного на примерах птиц, которые не сеют, не жнут, а Господь их питает, и красоты полевых лилий, которые не прядут, а Господь их украсил. Подобное сравнение не разъясняет, а скорее затрудняет понимание Его слов, почему нам не стоит заботиться о завтрашнем дне, о еде и одежде. Человек не птица и не растение. И если мы сами не позаботимся о завтрашнем дне, о том, что нам есть и пить и во что одеться, то за нас это никто не сделает. Создается такое впечатление, что Господь отвращает нас от земных трудов, от работы, от естественной заботы о завтрашнем дне, о своем будущем, о своих детях. Здесь как будто содержится призыв к какому-то созерцательному состоянию, которое можно сформулировать приблизительно следующим образом: сиди и думай о Царствии Божием, а Господь прокормит тебя. Птицы же не работают, а Бог кормит их.

Но подобное буквальное понимание текста не может быть нами принято, поскольку противоречит как здравому смыслу, так и замыслу Божию о человеке и Божественному Откровению в целом. Нигде в Священном Писании мы не находим призывов, отвращающих род человеческий от земных забот. Господь никогда не призывал к праздности. Первая заповедь, которую получил сотворенный Адам от Бога, ясно давала понять, что в райском саду он будет не только прохлаждаться, там надо еще и работать: «И взял Господь Бог человека, (которого создал), и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2, 15).

Сложную для нас фигуру речи Христа по смыслу следовало бы перевести так: человек, помни свое высшее предназначение. Речь здесь идет не об отрицании труда и забот житейских, а осуждается чрезмерная и гнетущая забота человека о завтрашнем дне, до которого еще надо дожить. Наиболее точно внутреннее состояние человека при всепоглощающей заботе передает славянский текст, там стоит «». Забота о завтрашнем дне не должна «печь», испепелять сердце человека. Прожигать жизнь только в житейских заботах значит забыть о главном, к чему призывает нас Господь. Господь не ставит жесткого условия: либо духовное, либо материальное. Он говорит о приоритетах. Что чему должно быть в нашей жизни подчинено. Господь указывает на иерархию ценностей. Мир не делится только на белое и черное, на хорошее и плохое. Как среди драгоценных камней есть своя иерархия, так и среди предназначений человека есть свои приоритеты. Если бриллиант ценится выше аметиста, то это не значит, что аметист не является драгоценностью и его надо выбросить на помойку. Если высшей целью для человека Господь поставляет стремление к обретению Царствия Божия, то эта задача не отменяет других ценностей, сопутствующих человеческой жизни: ни человеческого труда, ни человеческих радостей, ни материального достатка. Но поскольку в нашей жизни довольно много того, что нам дорого, то Господь дает нам разъяснение, как правильно поступить, когда мы станем перед выбором, предложения из нескольких равнозначных ценностей одной. Здесь имеются в виду не только материальные ценности, а все то, что вообще ценно и важно для человека, к чему он привязан. Такой выбор всегда тяжелый и не всегда правильный. Сталкиваясь с подобной дилеммой, люди часто теряются и принимают решения на основании собственных эмоций или руководствуясь меркантильными соображениями и привязанностями. Поэтому Господь и дает нам ориентир, как правильно поступить, чтобы потом не сожалеть о содеянном. Выбор должен всегда сопровождаться оценкой, на пользу или во вред он пойдет для духовного состояния. Если мы поступимся тем, что может быть и важно для нас, но с точки зрения Бога является сокровищем временным, то наш выбор будет верным. Он приблизит нас к обретению Царствия Божия, а не удалит от этой цели. Если земные привязанности окажутся сильнее и заманчивее «небесных сокровищ», то мы сделали шаг назад в своем духовном развитии. Только руководствуясь этим правилом, мы сможем не ошибиться в принятии тех решений, которые жизнь постоянно предъявляет нам.

Каждый из нас прошел через горький опыт ошибок и разочарований. Вспоминая прошедшее, мы мысленно укоряем себя за содеянное и пытаемся представить свою жизнь в сослагательном наклонении. Что было бы с нами, если бы мы не совершили этих ошибок? По какому сценарию развивалась бы наша жизнь? Чего нам бы удалось достигнуть и чего избежать, если бы в свое время, встав перед выбором, мы приняли бы не то решение, которое приняли? Такие мысли посещают каждого из нас. Но чтобы подобные размышления не оказались бесплодным самобичеванием, надо увидеть их положительную сторону. Воспринять происшедшее как урок, на примере которого мы должны сделать для себя вывод. Как сейчас мы часто сожалеем и расплачиваемся за ошибки молодости, так и в вечности мы будем нести ответственность за всю жизнь, в том числе и за то, что происходит с нами сегодня. А сегодня мы почти ежедневно стоим перед выбором: соотнести свою жизнь с устремлением в Царствие Божие — или пойти по более легкому и привлекательному пути служения мамоне? Полагать целью жизни заботу о завтрашнем дне — или, добросовестно совершая свой труд, не переоценивать собственных усилий, а полагаться на Промысл Божий, ибо «кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?». В словах Христа «...ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» заключена идеальная симфония в соотношении между духовными и материальными устремлениями человека.

Протоиерей Александр Глебов
Иллюстрации: Олеся Гонсеровская