«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 5, 2010 год

СВИДЕТЕЛИ. Евангелие в праздник Вознесения Господня

И когда они вели такие речи, Он Сам стал посреди них и говорит им: «Мир вам!» А они, страшась и ужасаясь, подумали, что видят призрак. И сказал Он им: «Зачем вы смущены, и отчего сомнения поднимаются в сердцах ваших? Посмотрите на Мои руки и на Мои ноги; это Я Сам. Дотроньтесь до Меня и уразумейте, что у призрака нет плоти и костей, какие видите у Меня!» И с этими словами Он показал им руки и ноги. Когда же они от избытка радости не могли поверить и дивились, Он сказал им: «Есть ли у вас здесь что съестное?» И они подали Ему кусок печеной рыбы; и Он, взяв ее, съел на глазах у них. И сказал Он им: «Вот о чем были мои слова, которые Я говорил вам, пока еще был с вами, — что должно исполниться всему написанному обо Мне в Законе Моисея, в Книгах Пророков и в Псалмах». Тогда Он сделал ум их способным к уразумению Писаний и сказал им: «Так написано было, что Христос примет страдания и на третий день восстанет из мертвых, и во имя Его покаяние ради отпущения грехов будет возвещено по всем народам, начиная от Иерусалима; вы — всему этому свидетели. И вот, Я ниспосылаю на вас обетованное Отцом Моим. А вы оставайтесь в этом городе, пока не будете облечены вышнею силою». И вывел Он их за город, до самой Вифании, и благословил их, воздевая руки. И вот, когда Он их благословлял, отделился Он от них и стал возноситься на небо. И они, поклонившись перед Ним до земли, в великой радости возвратились в Иерусалим и постоянно пребывали в Храме, славословя Бога.

Лк. 24, 36-53
Перевод Сергея Аверинцева

Третье Евангелие и Книга Деяний были написаны святым Лукой для некоего Феофила. Во введении (Лк. 1, 1-4) автор говорит о том, чем является его труд и с какой целью он был написан. Это «тщательное исследование всего сначала», предпринятое для того, чтобы его адресат «узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен».

Таковым началом в Евангелии служит рассказ о событиях, предшествовавших рождению Иоанна Крестителя (1, 5-25), а в Деяниях — описание Вознесения Иисуса на небо (1, 9-12).

Но чтобы ощутить всю его значимость для Луки как автора этих двух книг, вспомним, каким образом он завершает свое Евангелие. Тоже описанием Вознесения (Лк. 24, 50-51)! Следовательно, одно и то же событие одновременно и венчает собою Евангельскую историю, и служит началом истории апостольского века и Церкви в Деяниях.


Преемственность

Внимательное прочтение параллельных текстов о Вознесении у Луки говорит о том, что происшедшее на Елеонской горе не просто определяет конец земного служения Иисуса и полагает первую точку отсчета для проповеди апостолов «до края земли» (Деян. 1, 8), а подчеркивает дух преемственности между временем Иисуса и временем Церкви.

Обе книги Луки столь тесно взаимосвязаны, что без преувеличения можно сказать: перед нами единый текст. Случайно ли свое Евангелие Лука завершает упоминанием о свидетельстве апостолов, которое они должны будут пронести «во всех народах, начиная с Иерусалима» (24, 47), и с того же начинает свою книгу Деяний (1, 8)? Обратный пример: в начале Евангелия (3, 6) звучит тема о спасении, данном всем народам, она же завершает и Деяния (28, 28).

На фоне сказанного отчетливее воспринимается значимость содержания первой главы Деяний, ведь она располагается на стыке этих двух книг! Чего стоит лишь один перечень тем и образов, присутствующих там, без которых Евангелие просто немыслимо! Проповедь Царства, трапеза учеников с Воскресшим Иисусом, упоминание об Иоанне Крестителе, обетование Святого Духа, святые апостолы — все это призвано подчеркнуть коренное единство времени Иисуса и времени Церкви.

Связующим звеном этих двух периодов — Иисуса и Его Церкви — являются Воскресение и Вознесение Христовы. Но они — не два замкнутых на себе величайших события. Если Воскресение предвкушает Вознесение, то что предвещает Вознесение?


Главный стержень книги Деяний

С чисто внешней стороны — описанием Вознесения, внутренне и композиционно — его перекрывает обетование Иисуса об «облечении силою свыше» (24, 49). Действительно, Евангельская история в изложении Луки завершается ожиданием Святого Духа (24, 49), а история апостольского века начинается с уточнения этого обетования Иисусом в Деян. 1, 4-5.8. Фактически все содержание первых двух глав будет подчинено этой теме. Это первое, о чем расскажет нам Лука после восполнения числа Двенадцати (1, 15-26), которое, в свою очередь, есть выполнение условия, необходимого для осуществления самого обетования.

Иными словами, все сказанное в первой главе Деяний предвозвещает собою Пятидесятницу, в последствиях которой усматривается стержневой характер всей книги. Говорение на иных языках (2, 4) как знамение вселенского характера Церкви, проповедь Петра как начало исполнения повеления Иисуса (1, 8) и рождение первой христианской общины — вместе взятые, они возвещали о наступлении «последних дней» (2, 17) периода, начавшегося с Вознесения и черпающего свое завершение во Втором пришествии Иисуса (1, 11).


Смысл повторов

Помощь в осознании значения, которое придавал Лука Вознесению, может нам оказать метод повторов — один из приемов, к которым прибегал Лука как писатель. Кроме Вознесения Лука дважды упомянет об истории Анании и Сапфиры (5, 1-6 и 5, 7-11), трижды перескажет историю обращения Савла (в 9, 1-19 — от третьего лица, в 22, 4-21 и в 26, 9-18 — от первого), трижды упомянет о видении сотнику Корнилию (10, 3-8, 30-33 и 11, 13) и дважды — Петру (10, 9-16, 28 и 11, 5-10), дважды упомянет решение, принятое на апостольском Соборе в Иеру?салиме (15, 20, 29).
К слову сказать, этот композиционный прием Луки, к которому он прибегает в Деяниях, особо заметен, ибо ничего подобного в его Евангелии мы не встретим.


Особенности рассказа

Повествование об уходе Иисуса Христа на небо в Деяниях — не простое дублирование уже описанного в Лк. 24, 50-52. Между этими двумя свидетельствами существует ряд отличий и дополнений. Вопрос об их предназначении становится особо ощутимым, когда родство двух книг по своему стилю и основным идеям наводит на мысль о том, что обе книги были задуманы одновременно и написаны одна вслед за другой.
Описание Вознесения стоит на стыке этих книг. Поэтому наиболее вероятное объяснение несовпадающих в них деталей следует искать в писательских замыслах автора.

Если мы сопоставим два имеющихся в нашем распоряжении текста о Вознесении, то получим следующую картину. Реальные отличия касаются только времени Вознесения. Согласно Лк. 24, 50 это произошло рядом с Вифанией в один день с Воскресением Иисуса, а по Деяниям (1, 12) — на горе Елеон через 40 дней по Воскресении. Дополнения проявляют себя в: повелении, которое дает ученикам перед Своим Вознесением Иисус (1, 8); упоминании облака, скрывшего Его (1, 9); появлении «двух мужей», дающих пояснения и наставления ученикам (1, 10-11); их свидетельстве о возвращении Иисуса на землю (1, 11).


Лейтмотив книги Деяний

Диалог апостолов с Иисусом, описанный в Деян. 1, 6-8, — это последний вопрос, с которым обращаются ученики к своему Божественному Учителю, и последнее, что они слышат в ответ от Него здесь, на земле. Ситуация, предполагающая озвучивание предельно важных тем как для евангельской, так и для истории апостольской Церкви: темы Царства, Мессии и народа Божия с конечным акцентом на статусе апостолов как свидетелей Господа. Как показывает содержание первой главы Книги Деяний, эта тема является одной из ее ключевых составляющих.

Призыв, обращенный к апостолам, — быть свидетелями Воскресшему Господу — неразрывно связан с повелением о всемирной проповеди (1, 8). По сути, перед нами смысловой центр введения в Книгу Деяний, содержащий в себе «программный текст» всего ее содержания. Достаточно общего взгляда на содержание книги, чтобы понять: развитие апостольской миссии шло в согласии именно с этой моделью — Иерусалим (1-7 главы), Иудея и Самария (8-11) и до края земли, в роли которой выступает Рим — столица всей цивилизованной части мира (12-28 главы).
Формообразующее значение последнего повеления Иисуса Своим ученикам придает особое значение статусу, которым наделяет их Господь. Они — «свидетели» Ему (1, 8). Развернутое содержание апостольского свидетельства уже было изложено в Лк. 24, 46-48: это тема исполнения пророчеств, страдания, Воскресения, всемирной проповеди покаяния и прощения грехов «во имя Его», начиная с Иерусалима. К сказанному в Евангелии Лука, по сути, добавляет в Деяниях одно: предельную актуализацию этого статуса апостолов.

Практически в самом начале Лука упоминает о сорокадневном периоде общения апостолов с воскресшим Иисусом, в течение которого Он являлся им и беседовал с ними о Царстве Божием (1, 3). Связь этой даты в тексте с такими понятиями, как «многие верные свидетельства» и «Царство Божие», указывает на то, что цель ее появления в тексте у Луки не в желании дать точную дату Вознесению (ср. Деян. 13, 31); здесь этот период понимается как достаточный промежуток времени для подготовки свидетелей.

Тема свидетельства с особой силой звучит в описании Вознесения. Это событие является одним из фундаментальных утверждений апостольской веры и хорошо засвидетельствовано в Новом Завете. Но лишь один Лука описывает его как зримое событие, происходящее во времени и пространстве (ср. с описанием у Марка, 16, 19), сопровождая его детальным упоминанием всего, что видели и слышали апостолы. Это облако, скрывшее Иисуса, два мужа и их речь, обращенная к апостолам, четырехкратное упоминание того, куда (на небо) и откуда (с горы Елеон) вознесся Господь.

За столь подробным внешним описанием скрывается богатая внутренняя подоплека. Символика облака в библейской традиции связана не только с Сыном Человеческим, но и с пророческими фигурами Моисея (Исх. 19, 16) и Илии (3 Цар. 18, 44). Эта связь продвигает нас к более ясному пониманию служения учеников и вести двух мужей, возвещенной им. Все эти темы у Луки взаимосвязаны, поэтому и рассматривать их следует вместе. Сходство между этими двумя мужами в белых одеждах и представшими пред Иисусом во время Его Преображения (Лк. 9, 30), как и с двумя мужами, явившимися женам-мироносицам у гроба (Лк. 24, 4-5), очевидно. Вполне возможно, что они образно представляют собой пророков Моисея и Илию, прежде Иисуса взятых на небо (см. Лк. 9, 31).

Кроме того, форма вопроса, с которым обращаются мужи к ученикам, по своему построению напоминает речь двух мужей к женам-мироносицам у гроба Господня. За вопросом: «Что вы ищете живого между мертвыми?» следует поправка: «Его нет здесь: Он воскрес!» (Лк. 24, 5-6). Так и здесь: «Что вы стоите и смотрите на небо?» И последующая поправка: «Сей Иисус <...> придет таким же образом, каким вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 11). Ошибка жен-мироносиц нам ясна, но в чем ошибались апостолы, продолжавшие смотреть в небо?

Явление Илии на горе Преображения отсылает нас к истории его вознесения. Перед своим уходом от Елисея, который просил у Илии двойной части его пророческого духа, Илия сказал, что он «трудного просит», но если «увидит», как он будет «взят» от него, «то будет» ему так, а если не увидит, «не будет» (4 Цар. 2, 10). Елисей действительно увидел, как он «понесся в вихре на небо» на «колеснице огненной», и действительно получил просимое — двойную часть духа Илии. Акцентирование Лукой внимания на том, что ученики «видели Его» во время Вознесения (Деян. 1, 9), поднимает тот же литературный мотив: ведь мы знаем, что они тоже получат вскоре обещанный дар Духа. Но для этого они должны выполнить повеление Иисуса: возвратиться в Иерусалим и ждать там «обещанного от Отца» (Деян. 1, 4).

Точно так же и весть, сообщаемая двумя мужами, играет ту же двоякую роль, что и слова, обращенные ранее к женам у гроба. Они удостоверяются: Его там нет, Он воскрес. Но женам затем сказано «вспомнить», что это было исполнением собственного пророчества Иисуса (Лк. 24, 6-8). Сообщение о пустой гробнице обращено назад, к служению Иисуса. Рассказ о Вознесении наоборот предвкушает служение Его преемников. Поэтому два мужа теперь и подтверждают, что Иисус вознесся, они свидетели тому. Ученикам теперь нет необходимости оставаться здесь, пристально всматриваясь в небо, т. к. начало пребыванию Иисуса с ними положит излияние Духа, ожидающее их в скором будущем. Им следует вернуться в Иерусалим, чтобы в этом излиянии обрести свои полномочия свидетелей Иисуса «до края земли».

Так Лука с самого начала своего «второго слова» к Феофилу возвещает одну из главных истин христианства: его «началом» и «твердым основанием» является служение свидетелей и очевидцев Иисуса. Тем самым Лука напоминает о главной задаче бытия Церкви и ее верных чад на все времена — продолжать дело, начатое апостолами, свидетельствовать об Истине, пока «Сей Иисус» не «придет таким же образом», каким видели Его апостолы, «восходящим на небо».

Протоиерей Георгий Шмид
Иллюстрации: Олеся Гонсеровская