«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 2, 2010 год

ВОЗРОЖДЕННАЯ «ДЕСЯТИНА»

Кто-то рассуждает, что смысл поста не в пищевых ограничениях, кто-то концентрируется как раз на них. Именно пищевая составляющая поста оказалась ценной для председателя совета директоров компании «Петрохолод — пищевые технологии» Константина Худолея, придумавшего линию постной продукции и ставшего благотворителем главного монастыря Санкт-Петербурга.

С мечтой о Багамах

Представьте себе, читатель, обыкновенного ленинградского школьника конца 70-х годов, который живет в коммуналке вместе с родителями в самом центре города. А эта коммуналка когда-то полностью принадлежала его прабабушке. Родителям дают квартиру на Ржевке, и семья переезжает в спальный район. Мальчик любит всего добиваться сам: забивать голы в футболе, отвечать по физике и математике лучше других.
Интерес к торговле он обнаружил в себе, будучи студентом Политехнического института. Когда поступал, мечтал, что станет директором машиностроительного завода. Но, видимо, коммерческие способности передались ему от родителей (они тоже учились на технических факультетах, а всю жизнь трудились в общепите). Тогда студент Худолей вместе с товарищами пару раз в год устремлялся в вузовский профилакторий на четырехразовое питание и кислородные коктейли. Там была комната с кварцем, на стенах нарисованы пальмы. «Мы, бедные студенты, лежали в креслах в темных очках и представляли, что отдыхаем на Багамах», — вспоминает Константин.

Первокурсником он начал подрабатывать продавцом книг, даже открыл с друзьями свою точку. Но книжный бизнес не пошел. А летом, после первого курса, решил торговать мороженым. Выбрал хорошее место у станции метро — и закрутилось. Надо сказать, что мороженое — особенный товар, на котором можно устраивать экзамен на коммерческие способности. Если его не сохранишь и вовремя не продашь — растает и испортится. Константин этот экзамен выдержал: через три года у него была сеть из 70 уличных точек по торговле мороженым. От розничной торговли перешел к оптовой. К мороженому, как сезонному товару, добавились полуфабрикаты: пельмени, замороженные овощи.


У порога храма

К моменту, когда Константин познакомился с будущим партнером по бизнесу — директором крупнейшего петербургского хладокомбината «Петрохолод» Бадри Какабадзе, у него за плечами была успешная работа в дистрибьютерской фирме и реализованная мечта собственного производства. Пельмени «Зенит» (со слоганом «Попробуй вкус настоящего мяса!») и котлеты «Царские» (тоже из отборного мяса, само название говорит за себя) знали не только в Санкт-Петербурге, но и на всем Северо-Западе. А потом молодой предприниматель открыл представительство фирмы в Москве.

Партнеру, который специализировался исключительно на сладкой продукции, он предложил вместе делать пельмени. Старейшая и респектабельная фирма-монополист на региональном рынке обрела собственную «линейку» замороженных полуфабрикатов, а Константин получил право владения известным и «продвинутым» брэндом — ООО «Петрохолод — Пищевые технологии».

Когда у тебя есть все, что считается символами благополучия, квартира не хуже прабабушкиной, а в ней встречают любимая жена, дети — это, наверное, прекрасно. Счастливому человеку хочется идти на работу и возвращаться домой. Хочется ради семьи работать по 14 часов в сутки. Но, исходя из опыта бизнесменов, успех надо пережить. На высшей планке начинается усталость, становится скучно.

Как-то вместе с Бадри Константин поехал в Грузию и стал свидетелем освящения храма, который тот построил на родной земле. Увидел людей, которые несколько часов под проливным дождем ждали открытия церкви. Долго смотрел на их лица... Это был тот контрапункт, с которого начался жизненный поворот. Захотелось понять, почему они могут стоять так долго у порога храма. Чтобы просто войти в него? Сам Константин крестился в сознательном возрасте, будучи студентом. Это было в Александро-Невской Лавре. Вероятно, поэтому ему захотелось сделать для нее что-то важное, осязаемое.


Пельмени как национальная идея

В старину на Руси существовал благочестивый обычай — жертвовать десятую часть доходов на церковные нужды. Купцы, меценаты, да и простые прихожане считали своим долгом отдавать «десятину» храмам и монастырям.

Про обычай наших предков, о котором рассказывает Священное Писание, многие давно забыли, но результаты возрождения «десятины» в петербургской Лавре увидят все — верующие и неверующие. Такая идея родилась у Константина после продолжительного общения с наместником монастыря епископом Выборгским Назарием. Без его мудрых советов ничего бы не получилось.

В феврале 2007 года предприятие приступило к выпуску постных и скоромных продуктов высокого качества под торговой маркой «Русь православная». Продукты изготавливаются по старым монастырским рецептам на освященной монахами итальянской производственной линии. Используются только натуральные ингредиенты: мука и зерно высшего сорта, отборные овощи, грибы и специи. В них нет генно-модифицированных белков. А современные методы шоковой заморозки сохраняют все вкусовые и пищевые свойства.

Брэнд получил благословение, и, скорее всего, это помогло его продвижению на рынке. Десятую часть прибыли, как и обещали, производители уже два года перечисляют монастырю. Средства в первую очередь идут на восстановление лаврских куполов, главок и крестов.

Наибольший доход выпадает на Великий пост: православные с удовольствием раскупают нескоромные котлеты, зразы, пельмени и голубцы в магазинах и лавках города, в том числе у входа в саму Лавру. Эти продукты помогают разнообразить рацион, снять бремя повседневных забот о своем столе. А заодно поучаствовать в благом деле. Причем осознанно: ведь куда пойдет «десятина», написано на каждой коробке полуфабрикатов.

«Петрохолод» собрал достаточную сумму на реставрацию 14-метрового креста, венчающего Свято-Троицкий собор. При этом вклад в восстановление святыни стал всенародным.

Владыка Назарий считает главным достоинством сделанного то, что «люди видят эту работу воочию». Объясняет он это так: современные благотворители не любят перечислять деньги неизвестно на что, им нужно видеть результат своих вложений. А вот он — золоченый крест — сияет над главным монастырем северной столицы. День, когда его подняли на купол и освятили, стал настоящим праздником для всех участников проекта. «Люди во время этой работы тоже изменились, как бы преобразились, ушли скептические нотки, это доброе дело было ими совершено и для своей души», — заметил владыка.

Необычность замысла Константина не только в том, чтобы сделать свой бизнес, как стало модным говорить, «социально ответственным». Идеология торговой марки «Русь православная» — в уважении к предкам, возрождении традиций Отечества, как заявляют ее создатели. Они уверены, что каждая пачка продукции доходчиво и понятно доносит их замысел до потребителя.


«Следуй за Мною...»

Нынешний Великий пост для «Петрохолода» — пора особо ответственная. Десятина от продажи продукции пойдет на реставрацию надвратной церкви во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» у входа в Лавру.

«Я нахожусь в хорошем настроении, вкладываю большие деньги в эту торговую марку и связываю с ней будущее компании», — говорит Константин. В 2010 году он намерен вывести предприятие в пятерку крупнейших производителей страны. Получил диплом МВА (магистра делового администрирования) в Академии народного хозяйства России. Проводит аттестацию, строит планы обучения каждого сотрудника. Кстати, в коллективе, кроме него самого, немало постящихся и употребляющих собственную продукцию. Нынешний начальник отдела маркетинга Наталья Большакова пришла в компанию именно потому, что ей понравились продукты «Русь православная». Покупала их в магазине и захотела делать сама.

Как-то Константина спросили, может ли он, как Билл Гейтс, отдать значительную часть состояния на благотворительные цели, а меньшую оставить семье, детям. Неожиданный вопрос оказался евангельским: «Продай имение твое и раздай нищим... И следуй за Мною». И бизнесмен, подобно молодому богатому человеку «из начальствующих», честно ответил: «Нет. Все, что я делаю, — для родителей, жены и детей. Ограничивать их я не стану». Но добавил: «Может, это и неправильно».

Елена Югина
Фото: Станислав Марченко