«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 8, 2009 год

СЕЛЬСКИЙ ПАСТЫРЬ. Приход Святой Живоначальной Троицы села Гостилицы

Сельских священников в наше время принято жалеть. Считается, что им выпала тяжелая и безрадостная доля. Ведь современная деревня — это бездорожье, грязь, разруха, безработица, пьянство… Именно об этом мы предполагали вести разговор с протоиереем Викторином Кадниковым, настоятелем церкви Святой Живоначальной Троицы в селе Гостилицы Ломоносовского района. Но получилось иначе.

«Красная Балтика»

Гостилицы — административный центр Гостилицкой волости, в состав которой входят 7 деревень с населением 3770 человек. Село упоминается в древних новгородских летописях как важный торговый пункт. В XVIII веке здесь располагалось имение гетмана Кирилла Разумовского, окруженное парком с прудами, гротами и фонтанами. В разное время усадьбой владели Потемкины, Врангели, Сименсы. После революции 1917 года все помещичьи земли стали владениями совхоза «Красная Балтика».

Современные Гостилицы — печальный след истории: руины дворянской усадьбы, заросший парк, развалины совхозных строений, унылые дома из силикатного кирпича…

Конечно, Гостилицы — не совсем типичная русская деревня в современном понимании. Все-таки здесь живут дети и молодежь. Своих рабочих мест в селе нет, но до Петербурга всего 60 км, и многие местные жители ездят в город на работу. Студенты также ездят учиться в соседние Петергоф и Ломоносов. Однако в остальном мало что отличает Гостилицы от всех российских деревень. Те же неухоженность и запустение. Те же разобщенность людей и порабощенность их телевизором. Те же пьянство и наркомания.

Население около трех тысяч человек, но активных людей, которым небезразлична судьба их родного села — единицы. Во многом потому, что коренных жителей мало: в основном здесь живут люди, приехавшие работать в местный совхоз в 60-е годы, и их потомки.

«Собиратель камней»

На вопрос, ожидал ли отец Викторин в пору подготовки к рукоположению, что местом его службы вскоре окажутся руины деревенского храма, он неожиданно ответил «да». И добавил, что был рад такой перспективе. А ведь 15 лет назад, когда он, молодой житель города Ломоносова, с супругой и двухлетним ребенком переселился в Гостилицы, его ожидала весьма печальная картина. Все церковное хозяйство, имевшееся здесь когда-то, было большевиками национализировано и приспособлено под нужды совхоза. В доме священника разместилась совхозная администрация, а в храме был устроен овощ?ной склад. К началу девяностых годов все это «народное имущество» пребывало в крайне запущенном состоянии. Обезображенный церковный двор вместе с расположенными напротив храма руинами старинной графской усадьбы, казалось бы, отчетливо произносили дантовские слова: «Оставь надежду всяк сюда входящий».

Но отец Викторин не просто не оставил надежду, но и поделился ею с другими людьми. Уже через неделю после своего приезда в Гостилицы, несмотря на то, что в церкви не было не только фресок и икон, но даже пола, священник организовал регулярные богослужения. До сих пор в храме не пропускается ни одна служба церковного круга праздников.

Вопреки обычной практике, батюшка не стал «ходить по спонсорам» в поисках средств на восстановление храма. Он просто начал работать своими руками, как говорится, собирать камни. Был и грузчиком, и плотником, и маляром, и штукатуром. Именно самоотверженный труд священника, а не слова и увещевания повлияли на местных жителей. Вскоре кто-то пожертвовал доски, и в храме сделали пол. Потом появились иконы, а три года назад нашелся художник, готовый восстановить росписи… Недавно совместными усилиями прихожан в церковь провели отоп?ление, во дворе перед храмом разбили клумбы, посадили цветы.

Сегодня, спустя годы, местные жители единодушно говорят: «Он наш, местный. Он даже более местный, чем мы все вместе взятые». Сам отец Викторин уверен, что ему досталось самое лучшее место для служения: «Я бы ни за что не хотел уехать отсюда и очень надеюсь, что этого не произойдет».

Гостилицкая церковь, словно птица феникс, возрождается к новой жизни. Отец Викторин не останавливается на достигнутом. Несмотря на проблемы со здоровьем, он не жалеет сил. Недавно настоятель вместе с двумя прихожанами начал своими руками восстанавливать старинный храм Преображения Господня в селе Копорье…

«Заблудшие овцы»

На всю ближайшую округу Гостилицкая церковь сегодня — единственная. Сюда уже приезжают жители окрестных деревень: Пет?ровского, Лопухинок, Глобиц, Копорья. Частыми гостями стали и горожане. Есть петербуржцы, которые нашли в протоиерее Викторине своего духовного отца и регулярно приезжают к нему на исповедь. Многие их них и прежде ходили в храм, но только здесь осознали истинный смысл церковных Таинств. «Есть бабули, которые уже много лет ездили причащаться в другие храмы. Но они совершенно не понимали, для чего это делают, для них это была своего рода магическая процедура. Они даже не знали, что перед Причастием нужно исповедоваться и держать пост», — рассказывает отец ?Викторин.

Простую мысль, что главное для православного человека — не просто ходить в храм и ставить свечки, но каяться в грехах и стремиться измениться к лучшему, отцу Викторину удалось донести до многих деревенских жителей. «Три года назад мой образ жизни и мои взгляды были очень далеки от христианских, — рассказывает Олег, прихожанин Троицкой церкви. — Я никогда не думал, что смогу когда-либо оказаться в храме. Мы с советских времен считали, что церковь только для старушек… Но отец Викторин оказался уникальным пастырем. Он меня, дурака, не отринул, столько сил на меня потратил, столько разговаривал со мной, разъясняя заповеди Божии, что я теперь здесь. И таких местных дураков, как я, которые поменяли весь свой образ жизни, все привычки, теперь в храм к отцу Викторину очень много ходит… К нему люди идут и в горе, и в радости, и за советом, и за поддержкой».

Открытого, доброжелательного священника признала и местная молодежь. Уже сейчас в Гостилицах есть подростки, которые алкоголю и наркотикам предпочитают приход в храм. Заметны за каждым богослужением и семьи с маленькими детьми, регулярно совершается Крещение.

Миссионерство в селе

Когда горожане сравнивают сельские приходы со столичными, то часто отмечают у первых всевозможные признаки «недоразвития». Дескать, и воскресной школы нет, и библиотека маленькая, а уж о курсах катехизации и кружках для детей и мечтать не приходится.

С одной стороны, факты и в самом деле верные: в Гостилицах тоже нет воскресной школы, курсов, кружков, и библиотека очень скромна. С другой стороны, по словам настоятеля, специфика приходской жизни в сельской местности особая, и бессмысленно судить деревенский приход по «городским» критериям. Не потому, что сельские приходы ущербнее, а потому, что городские методы миссионерства в них просто не будут работать.

«В деревне, например, отсутствует феномен так называемых „захожан“, — рассказывает отец Викторин, — свойственный городским приходам. То есть местные люди либо ходят в храм постоянно, либо вообще не ходят. Заглянуть на минутку, из любопытства — такого практически не бывает. А если уж человек приходит на службу, то это, как правило, очень серьезный шаг».

Последнее, по мнению отца Викторина, связано с такой особенностью сельской жизни: «В селе все друг друга знают, причем это подчас играет негативную роль. Ведь традиции взаимопомощи у деревенских людей сегодня почти исчезли, люди по-прежнему „все знают“ друг о друге, но часто это рождает только сплетни и злорадство. Многие даже в храм не могут войти, потому что там стоят такие-то и такие-то, с которыми они вместе стоять не хотят». Настоятель отмечает, что барьер из «злых бабушек», через который проходит почти каждый неофит, в деревенском приходе еще более ощутим: «Особенно для мужчин, они ведь стеснительные. Зато кто прошел через этот „фильтр“, тот оказывается человеком по-настоящему крепкой веры: значит, ему действительно нужно было сюда прийти».

Именно поэтому, считает настоятель, деревенских людей не нужно «подталкивать» к походу в церковь. На них не подействуют листовки или бесплатные праздничные концерты, или сам батюшка, ходящий с проповедью по дворам. Их не собрать на курсы или лекции. Они сами придут в Церковь, когда Господь укажет время. Поэтому самый лучший способ миссионерства в деревне — это постоянно открытый храм и священник с открытым сердцем.

Посетив гостилицкий приход, понимаешь, насколько важно, чтобы священник сам жил в деревне, в которой служит. Дом отца Викторина стоит прямо напротив церкви, об этом все местные знают. И если кто-то хочет зайти в храм, поговорить со священником — это можно сделать практически в любое время. Именно это очень ценят прихожане. Они признаются, что батюшка не раз часами разговаривал с каждым из них, разъясняя основы веры. Разве это хуже катехизаторских курсов?

Настоящую катехизацию, считает отец Викторин, можно проводить и во время богослужения: «В сельских храмах во время службы обычно тихо. К слову, я всегда узнаю, что приехали городские люди, если в храме за богослужением кто-то разговаривает. Так вот, если священник четко и громко произносит молитвы, то даже незнание церковно-славянского языка не препятствует пониманию большинства богослужебных текстов. А если священник скажет еще и понятную, глубокую проповедь, то никакие специальные лекции оказываются не нужны: в цикле церковных праздников отражено все православное богословие, и за год мы успеваем рассказать прихожанам обо всех основах нашей веры».

«Хорошо ли мы молимся?»

«Городским священникам и приходам, на мой взгляд, лучше живется только с одной стороны, с материальной. Но преимущество это само по себе спорно», — говорит отец Викторин. В целом, в деревне, по мнению священника, сегодня больше возможностей для полноценной духовной жизни, чем в городе. «То, что в сельских храмах мало людей, — считает он, — как раз хорошо. В идеале все приходы должны быть небольшими, только желательно, чтобы самих приходов было больше. В шумном городском соборе, где люди входят и выходят, где все время кто-то разговаривает, мы подчас не ощущаем той самой соборной православной молитвы, ведь в суете нам очень сложно молиться „едиными устами и единым сердцем“„. Характерная особенность гостилицкого прихода в том, что практически все прихожане знают наизусть тексты основных молитв и во время службы поют вместе с хором.

“Говоря о религиозном просвещении наших людей, мы должны в первую очередь доверять силе церковной молитвы, — говорит отец Викторин, — и если нас расстраивает, что в деревне разруха, может, стоит спросить самих себя: хорошо ли мы молимся?»

Анастасия Коскелло
Фото: Елизавета Егорова