«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 10, 2009 год

УЧЕБА В АКАДЕМИИ: ЧЕМУ И КАК?

Год назад 6 октября решением Священного Синода новым ректором Санкт-Петербургских Духовных школ был назначен преосвященный епископ Амвросий. С первых же дней вступления владыки в должность и для учащих, и для учащихся стало ясно, что в нашей академии начались новые времена. О нововведениях в СПбПДА, о миссии Духовной школы сегодня и взаимосвязи духовного образования со светским мы беседуем на страницах «Воды живой».

- Ваше Преосвященство, с какими трудностями Вы столкнулись в первый год служения в должности ректора Санкт-Петербургских Духовных школ? Какой в идеале Вы представляете себе систему духовного образования?
- Задачи духовного и светского образования отличаются: светские вузы готовят специалистов конкретного профиля, а целью духовного образования является воспитание всесторонне развитой личности, имеющей не только богословскую подготовку, но опыт богослужебной и духовной жизни. Было бы наивно предполагать, что для выпускника семинарии или академии достаточно овладеть суммой богословских знаний и практическими навыками совершения богослужений. Такое представление навязывалось обществу в период коммунистических гонений на Церковь: священников предлагали именовать «служителями культа» и сводили значение церковной жизни до «отправления религиозно-культовых обрядов».Выпускники семинарии и академии становятся, прежде всего, пастырями, обязанностью которых является окормление верующих. Пастырь не может указывать путь ко спасению, оставаясь в стороне от этого пути. Он должен сам следовать по нему, вести за собой своих пасомых. Значит, кроме багажа теоретических богословских знаний и богослужебных навыков, он должен приобрести жизненный опыт и личную практику молитвы и аскезы. Поэтому образование в академии и семинарии носит комплексный характер, оно призвано сформировать разносторонне развитую личность.

По этой причине в семинарии и академии, кроме учебной и научной работы, ведется воспитательный процесс, который предполагает участие воспитанников в богослужении, их общение с духовником, что и отличает Духовные школы от светских вузов. С этим и связана первая трудность: воспитательная работа не должна иметь характер системы наказаний, а должна способствовать ду?хов?но?му возрастанию студента. Весной 2009 года в СПбПДАиС был приглашен ?новый проректор по воспитательной работе священник Вячеслав Никитин и произведена замена ряда его помощников. В качестве духовника академии и семинарии мы пригласили протоиерея Вячеслава Харинова, у которого уже установились доверительные и добрые отношения со многими ?студентами.

Предстоит немало работы по улучшению учебного процесса. Всем преподавателям с нового учебного года будет предложено использовать разнообразные ?формы преподавания материала. В настоящее время в семинарии большинство занятий построено в виде уроков (с системой опрос — изложение нового материала), в академии — в виде лекций. К сожалению, подобный подход не способствует развитию личной творческой работы студентов. Нередко обучение превращается в высококачественную форму начетничества, при которой студент способен усваивать и затем воспроизводить немалые объемы информации, но не всегда может самостоятельно ее осмыслить и применить в неожиданной ситуации. Поэтому рекомендовано (наряду с лекциями и уроками) проведение семинаров, к которым студенты будут готовиться заранее по указанным преподавателями материалам и во время которых они будут учиться самостоятельно работать с богословской литературой. Приглашен ряд новых (в том числе молодых) преподавателей, которые готовы работать по этим методикам.

- Чем можно объяснить, что сегодня в Церкви проблема образования становится одной из приоритетных? Должны ли на содержании и характере подготовки будущих пастырей отразиться вызовы времени?
- Задача образования церковных пастырей в том широком смысле, о котором сказано выше, всегда должна быть приоритетной в жизни Церкви. Если она отодвигается на второй план, значит Церковь переживает не лучшие времена. Но сейчас мы переживаем период расцвета, поэтому вопрос об образовании встает с новой силой.

«Вызовы времени», о которых Вы говорите, всегда присутствуют в церковной жизни. Можно говорить о том, что эти вызовы сменяют друг друга, и задачей выпускника академии и семинарии является умение дать на них ответ. Вновь встает вопрос о том, чтобы привить студентам навыки самостоятельного мышления, но такие, при которых их богословские рассуждения не будут выходить за пределы церковного Предания и традиции, будут соответствовать догматическим истинам, принятым всей Церковью. Протоиерей Георгий Флоровский однажды сказал: «Богослов — это тот, кто способен узнать церковное учение и изложить его на понятном и доступном современникам языке». Можно добавить, что в задачу богослова входит и изложение церковного учения с опорой на собственный молитвенный и аскетический опыт. Одной из задач духовной системы образования является развитие такого самостоятельного навыка богословских ответов на «вызовы времени», данных в русле церковной традиции.

- Сегодня в обществе формируется новая система богословского образования на стыке Духовных школ и светских университетов. Для повышения уровня семинарского образования иногда высказывается предложение принимать в семинарию лишь выпускников светских вузов. Существуют ли иные пути повышения уровня богословского образования?
- Светский вуз, действительно, способен привить навыки к научно-исследовательской работе. Но разве можно требовать от всех для получения семинарского бого?словского образования сначала отучиться 5—6 лет в светском вузе, затем — 8 лет в академии и семинарии, то есть в общем 13—14 лет?

Значительно более разумным представляется вариант, при котором повышение уровня образования в семинарии будет идти за счет внутренних преобразований: введения новых форм обучения и контроля, системы поощрения, интенсификации научно-исследовательской ?работы.
Сотрудничество со светскими вузами, имеющими богословские кафедры, может быть полезным, но оно будет возможно только в случае государственной аккредитации Духовных школ, когда наступит взаимное признание двух систем образования. Тогда будут возможны совместное обучение в духовном и светском вузе, взаимные зачеты дисциплин и прочее.

- Реформа духовного образования предусматривает переход семинарии в категорию высших учебных заведений. Будет ли учебный процесс в Санкт-Петербургских Духовных школах приобретать черты университетского образования: системность, многопрофильность, создание современных библиотек, ведение высокопрофессиональной научной работы?
- Традиционно получение высшего образования предполагало приобретение навыков самостоятельного мышления, владения методом исследования в конкретной области. Богословские дисциплины, рассматриваемые как гуманитарные науки, в этом отношении не являются исключением. У них имеется своя область исследования, свои методы, свой корпус текстов (Священное Писание, святоотеческая литература и так далее). Поэтому вполне закономерно говорить о научно-богословской деятельности и студентов, и преподавателей. Для развития научного процесса в академии и семинарии зимой была введена должность проректора по научно-богословской работе, на которую назначен священник Димитрий Юревич. Ставится ряд задач, многие из которых Вы перечислили, в частности — не только усвоение студентами методов научно-богословской работы, но и самостоятельные занятия в этом направлении (то, что в светских вузах называется НИРС — научно-исследовательской работой студента). С этой целью введены семинары, о которых сказано выше, а также предложено студентам академии написание ряда небольших самостоятельных работ. На библейском отделении учащиеся будут писать небольшие статьи для библейского словаря, который предполагается подготовить совместно с Московской Духовной академией и одним из московских издательств. Для студентов академии, которые пожелают писать кандидатские работы, в качестве обязательного условия выдвинуто требование наличия доклада на научной конференции и публикации в научном издании. Журнал СПбПДА «Христианское чтение» разделен на два журнала. Все события, репортажи, статьи популярного характера отнесены в новый иллюстрированный журнал «НЕвский БОгослов», который издается силами студентов. «Христианское чтение» становится сугубо научным академическим журналом и будет издаваться (начиная с августа) совместно с московским издательством «Нота бене» раз в два месяца. Разработаны новые, весьма строгие требования к рукописям. Академия будет полностью готовить журнал, а издательство — печатать его и распространять по подписке по всей стране. Факт публикации в обновленном «Христианском чтении» должен стать хорошим свидетельством научной работы студента.

Одним из важных стимулов к научной работе является проводимая уже полгода компьютеризация академии. Проложена и в тестовом режиме начала функционировать локальная сеть. Ее главная задача — создание внутриакадемического сервера, своего рода электронной библиотеки, на котором студенты смогут найти отсканированные учебные пособия, редкую дореволюционную богословскую литературу, другие мультимедийные ?материалы.
Компьютеризация затронет и академическую библиотеку. Несколько лет назад был приобретен и установлен мощный библиотечный комплекс «Руслан». Он позволяет вести электронный каталог, в который внесено уже около двух третей всех наименований книг, имеющихся в СПбПДА. Сейчас произведено обновление компьютерного оборудования, установлено 10 компьютеров в читальном зале.
Предполагается начать обучение студентов методологии исследования, а также скоростному конспектированию, скорочтению, основам работы с компьютерной техникой, основам библиографии. Принято «Положение о написании и защите кандидатских диссертаций», готовится «Положение о деятельности кафедр».

- Почему у некоторых семинаристов после нескольких лет учебы в Духовной школе наступает некоторое ожесточение души и как с этим быть?
- Вы задаете слишком общий вопрос из духовной жизни, ответ на который в каждом конкретном случае может быть свой.
Если попытаться дать анализ ситуации в целом, то уместно провести параллель с монастырской жизнью. Подвижники, наставляя иноков, советовали помнить слова Иисуса, сына Сирахова: «Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» (Сир. 2, 1), то есть к испытанию. Учиться в Духовной школе труднее, чем в светской, поскольку требования касаются не только интеллектуальной подготовки, но и нравственной составляющей личности. Человек должен быть готов не только к усвоению информации, но и к духовному подвигу. Возможно, не все студенты это понимают. Для их ободрения хочется напомнить слова А. В. Суворова: «Тяжело в учении — легко в бою». Ведь им предстоит духовная брань не только в семинарии, но и на протяжении всей последующей жизни.

Вопросы задавал иерей Димитрий Сизоненко
Фото: Станислав Марченко