«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 8, 2008 год

СЛОВО БОЖИЕ И МОЛИТВА

В книге Деяний об успехе проповеди апостолов сообщается такимисловами: «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось вИерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» (Деян. 6,7). В последние годы в наших приходах все сильнее ощущается потребностьв чтении Библии. Если мы хотим, чтобы Слово Божие «разрасталось»,совершая свое победное шествие, покоряя вере сердца людей нашеговремени, обратимся к опыту Отцов Церкви.

Вжитиях святых мы находим множество повествований о том, как СвященноеПисание становится школой молитвы, школой жизни и подлинным опытомдуховного общения с Богом. Слово Божие взывает, влечет к себе,направляет мысль, преображает чувства и саму жизнь.

Церковьво все времена жива Словом Божиим прежде всего в богослужении. Дляпервых поколений христиан такие выражения, как «Тело Христово естьразумение Слова Божия» или «насыщаться Телом и Кровью Христа не тольков таинствах Престола, но и в чтении Слова» были не просто красивойметафорой, а реальностью их жизни.

К сожалению,мы нередко сталкиваемся с недоверчивым отношением к чтению Библии дома.Достаточно широко распространены предрассудки, будто келейное чтениеСвященного Писания вообще чуждо православной традиции. С другойстороны, среди нас не так много образованных людей, которые могли быпробудить в своих собратьях живой интерес к Слову. Без этого вераоказывается отрезанной от своих корней, а Благовестие Христово легкоможно свести к сумме нравственных предписаний, православную веру — копределенному укладу жизни.

Недаром еще на зарехристианства блаженный Августин сказал: «Писание делает христианина».По мере того как оно звучит и встречает живой отклик в сердцах людей,Слово просвещает, испытывает, преображает, силой Святого Духа оноспособно воссоздавать в человеке искаженный грехом образ Божий. Вместес тем оно становится ядром, вокруг которого постепенно собираетсявоедино Церковь. Сама община верующих становится неким необходимымпространством, в котором Слово Божие становится словом жизни.

Духовнуютрадицию молитвенного чтения Священного Писания невозможно понять, необращаясь к опыту древних подвижников. Поэтому, начиная разговор,обратимся к истории преподобного Антония Великого. Однажды юноша вошелв деревенскую церковь. Как известно, он был воспитан в благочестивойсемье, с детства имел обыкновение слушать и слышать Священное Писание,то есть, говоря современным языком, был воцерковленным человеком. В тотдень за богослужением прозвучали слова Спасителя, которые перевернулиего жизнь: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай все свое имение,раздай бедным и приходи, следуй за мной. И у тебя будет сокровище нанебе» (Мф. 19, 21). Несомненно, он и прежде не раз слышал эти слова, нов этот момент он услышал их именно как зов, обращенный лично к нему. Вответ он распродал родительское имущество и раздал все бедным, оставляятолько то, что было необходимо для воспитания младшей сестры, котораяосталась на его попечении.

Некоторое времяспустя за богослужением он услышал, как Господь говорит: «Не заботьтесьо завтрашнем дне» (Мф. 6, 34). Он ни на минуту не задержался в храме,пошел домой и оставшееся имение раздал нуждающимся, сестру оставил напопечении девической общины, а себя решил посвятить подвижническойжизни под духовным окормлением аскетов, которые жили в окрестностях.

Вего житии рассказывается: «Он жил трудами своих рук, ибо однаждыуслышал: „Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь“ (2 Фес. 3, 10). Онмолился непрестанно, усвоив, что надлежит молиться непрестанно… Он былнастолько внимателен к читаемому, что ни одно Слово Писания не падало унего на землю, но все удерживал он в себе; почему, наконец, памятьзаменила ему книги».

Этот рассказсвидетельствует о том, что для первых поколений христиан Евангелие былоне просто книгой, а книгой жизни. Изумительным образом это жеиллюстрирует история другого святого. Преподобный Пахомий Великий,основатель общежительного монашества, происходил из языческой семьи.Его обращение также совершилось через Слово Божие, только это былоСлово, истолкованное и воплощенное в жизни конкретных христиан. Юношейон был рекрутирован в армию императора Константина и на кораблеотправлен в Александрию. По дороге вместе со всеми рекрутами оноказался в тюрьме, где произошла его первая встреча со Христом. Этослучилось благодаря встрече с христианами местной общины, которые позаповеди Спасителя приносили заключенным пищу и питье.

СловоБожие занимало центральное место в воспитании монахов. Большинствоучеников преподобного Пахомия в прошлом были неграмотными крестьянамииз языческих семей, никакой предварительной богословской подготовки уних не было. Прежде всего будущим монахам надлежало освоить грамоту,чтобы читать Писания, ибо в монастыре каждый должен был знать на памятькак минимум Новый Завет и Псалтирь. После того как Писания выученынаизусть, они становятся предметом непрерывного размышления в течениевсего дня и очень часто в часы ночных бдений. Это совершалось как вуединении, так и в собрании братии.

Вмонашеской традиции чтение было именно размышлением, иначе говоря,медитацией. Как известно, в древности любое чтение было чтением вслух.Блаженный Августин в «Исповеди» рассказывает, с каким изумлением онвпервые увидел человека, читавшего про себя. Этим человеком был святойАмвросий Медиоланский. Чтение про себя для нас является обычнойпрактикой, а в древности казалось чем-то невероятным…

Чтениевслух естественным образом становилось медитацией — недаром в латинскомязыке слова «медитация» и «пережевывание» являются синонимами. В Библиивстречаются выразительные образы чтения-вкушения, пережевывания СловаБожия и языком, и разумом, отчего воспламеняется сердце и возгораютсямысли (Пс. 38, 4). Так, молитвенное чтение становилось не простословесной молитвой вслух, а живым соприкосновением с Богом через ЕгоСлово. Это и было тем постоянным вниманием, о котором говорится в житиипреподобного Антония Великого, это и было непрестанной монашескоймолитвой.

Само слово «чтение» первоначальнобыло не столько обозначением определенного рода занятий, сколькосинонимом слова «урок», «наставление». Есть несколько удивительныхисторий из жизни отцов пустыни, в которых мы видим, насколько важнымбыл не сам факт чтения, а именно внимание к смыслу Писания

В Египте проживал один старец по имени Серапион. С юных лет онжил в бедности, все его имение состояло в скромном плаще, который онносил на себе, и небольшом Евангелии. Много раз видели как он, сидя удороги, плакал:

- Господин мой поручил мне Свое богатство. Но я потерял его, и вот Он хочет наказать меня.

Святойговорил притчей, Господином называя Бога, богатством — душу, созданнуюпо образу Божию. Люди, не понимая сказанного, думали, что старецговорит о золоте; поэтому и кидали ему, кто что мог, кто хлеб, ктоовощи, и говорили:

- Возьми, брат, хотя бы это; о богатстве же, которое ты потерял, не скорби, ибо может Бог вернуть тебе его.

А старец отвечал:

- Аминь! Аминь!

Однаждыавва Серапион встретил нищего, совершенно нагого, дрожавшего от холода.Он тут же снял с себя плащ и отдал его нищему, а сам сел нагой близэтого места, держа лишь на груди своей святое Евангелие, с которымникогда не расставался.

Некто, знавший старца, спросил:

- Отец Серапион! Кто обнажил наготу твою? Он, показывая на святое Евангелие, ответил:

- Вот это открыло наготу мою.

Потомблаженный встретил человека, которого за долги вели в темницу. Пожалевего, преподобный продал Евангелие и уплатил долг этого человека. Ученикпреподобного спросил его:

- А малое Евангелие твое где?

Старец ответил:

-Чадо, оно каждой день говорило мне: «Продай имение твое и раздай нищим»(Мф. 19, 21), чтобы приобрести его в день судный. Я послушал его исделал так, как оно советовало мне. Я продал его и вырученные деньгиотдал нуждающемуся, дабы приобрести себе милость у Бога нашего, ИисусаХриста, за то, что я послушал Его святое Евангелие.

В древности под чтением подразумевался не какой-то видинтеллектуальной деятельности, а внимание к наставлению или уроку. Дляпервых поколений подвижников Священное Писание было единственнымуставом их монашеского жития.

Однажды несколько братьевподошли к авве Антонию и попросили «слова», то есть наставления, какспастись. Он ответил им следующее: «Вы слышали Писания? Их довольно дляспасения». Тогда кто-то из них спросил: «Что я должен сделать, чтобыугодить Богу?» Старец ответил: «Исполняй то, что я тебе повелю. Куда быты ни пошел, всегда имей Бога перед глазами, что бы ты ни делал -поступай по слову Писаний»

Во-первых, братья не ищуткрасивых слов или абстрактных истин. Их вопросы столь же конкретны, каки вопрос богатого юноши в Евангелии: «Что я должен сделать, чтобыугодить Богу?». Вообще слова «угодить» и «угодник» часто встречаются вжитиях святых. В ответ авва Антоний излагает ученикам свое пониманиенепрестанной молитвы: угодить Богу можно тем, что Он всегда будет передтвоими глазами, что каждый момент своей жизни ты проживаешь в Божиемприсутствии, непрестанно размышляя над Его Словом. Кроме того, надлежитучиться во всем руководствоваться словом Писаний. Для отцов важным былоне столько читать Библию, сколько жить ею. Разумеется, для этого еенадо было знать, и христиане познавали Писания, слушая их прежде всегона евхаристических собраниях, запоминая наизусть, «пережевывая»заученное в течение дня. Лишь у немногих в кельях были рукописи,которые они могли читать наедине.

Из приведенных историй видно,что святые отцы никогда не понимали Священное Писание абстрактно,рационально. Их толкования существовали не в виде многотомных ученыхкомментариев, а в виде поступков, обстоятельств жизни, наконец, в видесвятости, которую человек стяжает в непрекращающемся диалоге со СловомБожиим. У отцов не было никаких методик — в пустыне слова Писанийнепрестанно истолковывались самой жизнью. Человек Божий, впитывая их всебя, становился «живыми письменами», которыми Дух Божий пишет уже «нена скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3,2—3).

В свете этих слов хотелось бы вернуться к упомянутой апофтегме.

Братьяостались не удовлетворены ответом аввы Антония и сказали: «Отче, но мыхотим еще услышать твое личное слово». Тогда Антоний ответил:

- Евангелие говорит: если кто ударит тебя по правой щеке, подставь левую.

Они сказали:

- Мы не готовы так поступать.

Старец ответил:

- Если вы не можете подставить другую, тогда хотя бы сдержите гнев, если вас ударят по одной щеке.

- Мы и этого не можем.

- Если вы не можете даже этого, то не воздавай те злом за причиненное вам зло.

Они сказали:

- Мы и этого не можем.

Тогда старец сказал своему ученику:

- Приготовь им хлебной похлебки, поскольку эти люди недужны. Если вы не можете этого и не хотите, что я могу сделать для вас?

Сын Александрийской церкви

Отношение к Слову Писаний как к правилу жизни было характерным нетолько для монахов, но и вообще для христиан. Духовные наставления аввыАнтония показывают, что первые поколения насельников египетской пустынибыли достойными продолжателями духовных традиций Александрийскойобщины.

Христианство в Александрии зародилось в средеобразованной диаспоры, насчитывавшей около миллиона иудеев.Христианская община стала наследницей сокровищ книжной и религиознойкультуры александрийского эллинизма, расцвет которой, в частности, былсвязан с влиянием Ори гена. Школа пустыни во многих отношениях сталанаследницей традиций его школы: как известно, община Оригена и егоучеников жила неким подобием монашеской жизни, которая разворачиваласьвокруг Слова Божия. Блаженный Иероним в послании к Марцелле яркоописывает, как у них молитва чередовалась с чтением, а чтениепереходило в молитву и ночью, и днем. Не без влияния этих традицийсвятой Киприан Карфагенский сформулировал знаменитое правило: «Илимолись усердно, или читай; в одних случаях говори с Богом, в других -слушай Бога, который говорит с тобой». Эта мысль известна также в виделаконичной формулы: «Когда молишься, ты говоришь с Богом, когдачитаешь, Бог говорит с тобой».

Первоначальное монашествонеотделимо от библейских корней. Духоносным монахом почитался тот, ктожил по слову Писаний, кто был исполнен того же Духа, который вдохновилсамо Писание. В огласительных беседах говори лось, что человек сотворенпо образу Божию, что искаженный грехом образ однажды должен бытьвосстановлен. Проводя жизнь в слушании Евангелия, человек силой СвятогоДуха вновь обретает свое подобие Богу. Для этого недостаточно одноготолько внешнего соблюдения предписаний. Это достигается глубокимстремлением измениться под преображающей силой воздействия Слова Божия.

Благоговейное собеседование души с Богом через постижение СловаБожия отцы называют совершенной молитвой. Именно она и была целью ихжизни.

Герменевтический круг

По мере чтения Писание открывает все новые смыслы. БлаженныйАвгустин это описывает такими словами: «Вчера ты понял немного; сегодняты понимаешь больше; завтра ты поймешь еще больше: свет самого Бога втебе становится все сильнее».

Для монахов слова Писаний ипоучения старцев превосходят ограниченные пространственно-временныерамки тех обстоятельств, когда они прозвучали в первый раз. Слово Божиеоткрывало им целый мир смыслов, в котором они стремились жить, которыйдолжен был стать их миром. Именно так подействовал на святого Антонияпризыв Спасителя раздать все и следовать за Евангелием (Мф. 19, 21),или увещание: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4, 26) и др.Тайна святости пустынников состояла в том, что истина Слова Божиявоплощалась в их конкретной жизни.

Авва Нестерой говорит, чтомонахи должны с ревностью заучивать наизусть Священное Писание и вмыслях непрестанно повторять их от начала до конца. «Это непрерывноеразмышление, — говорит он, — приносит двойной плод. Во-первых,предохраняет от дурных помыслов. Во-вторых, непрестанное повторение илиразмышление при водит к непрекращающемуся духовному обновлению». АввеНестерою принадлежат восхитительные слова: «При возрастании обновлениянашего духа от этого упражнения начнет также обновляться и взгляд наСвященное Писание, и с преуспеванием в этом будет некоторым образомпреуспевать и красота более сокровенного понимания». В них он опять жеуказывает на неразрывную связь между исполнением Писаний и способностьюих понимать по-новому, более глубоко.

Методика

Писание следует читать в глубокой тишине, мед ленно, останавливаясьна каждом стихе как можно дольше, чтобы им напитать сердце и ум. Когдавсе душевные переживания улягутся, можно переходить к следующему стиху.Преподобный Серафим Саровский сказал, что ум христианина должен«плавать» в словах Писаний, воспринимать не только разумом, но исердцем.

Нередко монахи задерживались на одном стихе до техпор, пока им не удавалось претворить его в жизнь, то есть исполнить вбуквальном значении этого слова. Так, в житии аввы Памворассказывается, что в начале своего иночества, будучи неграмотным, онпришел к одному из братии, чтоб научиться у него псалмам. Услышавтолько 1-й стих 38-го псалма («Буду я наблюдать за путями моими, чтобыне согрешать мне языком моим»), он не захотел слушать дальше:

- Довольно мне этого одного стиха, если я на учусь исполнять его на деле.

При всем усердии и 19 лет спустя он все еще был не готов продолжить обучение…

Длясвятых отцов Библия — это не тот текст, который можно изучать умом. Дляних познать Слово Божие — это значит претворить его в жизнь, любоедругое познание они считали суетным.

Разумение Писаний

Но это вовсе не означает, что они считали, будто к Слову Божию ненужно подходить с умом. Монахи, прежде чем слова Писаний применить ксебе и своей жизни, стремились понять и его бук вальный смысл.

Вмонастырях аввы Пахомия, например, был обычай дважды или трижды внеделю собираться на своего рода огласительные евангельские встречи. Наних сначала настоятель или наместник, а затем и остальные братьяделились друг с другом тем, как они понимают те или иные слова Писанийдля того, чтобы утвердиться в правильном понимании.

Толкованиетого или иного трудного места, без условно, требует напряженной работыума, но все усилия могут оказаться тщетными без просвещениябожественным светом, который мы призыва ем в молитве «Воссияй в сердцахнаших…» Итак, чтению должна предшествовать молитва. Однажды братьяпопросили авву Антония объяснить им слова из книги Левит. Старец отошелв пустыню и громким голосом воззвал: «Боже, пошли Мои сея, и онизъяснит мне эти слова!» В «Отечнике» говорится: «И пришел к немуголос, говоривший с ним»…

Ориген также просил учеников молитьсявместе, чтобы стяжать разумение священных книг, чтобы духовнопросветиться тем светом, который присутствует в самих словах Писаний.

Филологихорошо знают, что для истолкования любого другого текста смыслискусственно при вносится извне. Напротив же, духовный смысл СвященногоПисания есть нечто ему изначально присущее, этот смысл необходимооткрыть для себя. Божественные истины воплощены в слове Писаний стольже реальным образом, как для Микеланджело в глыбе мрамора былазаключена будущая статуя, которую необходимо лишь высвободить.

ПреподобныйИсаак Сирин наставляет: «Без молитвы не приближайся к словам Писания,преисполненным тайны. В начале скажи Богу: «Господи, дай мнеприобщиться силе, которая содержится в них». Итак, в Библии ищут ненечто отвлеченное, а реальную силу, которая способна преобразить сердцечеловека. Святитель Григорий Богослов писал:

Слово Божие — хлеб ангельский,

им же питаются души,

Бога алчущия.

Непревзойденнымобразцом молитвенного чтения монахам служили искушения Христа впустыне, когда вместо того чтобы вступить в спор с лукавым, онбуквально закрыл рот искусителя самим Словом Божиим.

Подобнымже образом в борьбе с лукавыми помыслами подвижники широко прибегали ксиле Слова, повторяя с горячим сердцем отдельные стихи из СвященногоПисания, которые выбирались в зависимости от состояния духа молящегося. В Православии на этом основана практика Иисусовой молитвы, котораясостоит в много кратном повторении одного-единственного прошения,взятого из Библии, в котором содержится все, о чем следует проситьБога.

Чтобы в вас отобразились чувствования Христа

Это увещевание апостола Павла из Послания к Филиппийцам (2, 5) находит живой отклик в духовных поучениях отцов-пустынников.

АвваИсаак, после того как объяснил, какими средствами можно стяжать чистуюмолитву, объясняет своим братьям: «Напитанный их пищею постоянной,воспринимая все чувствования псалмов, он начинает воспевать их не каксоставленные про роком, а как им самим сочиненные, как собственнуюмолитву выражает их с глубоким сокрушением сердца, или, по крайнеймере, считает их относящимися к нему и сознает, что изречения их нетолько исполнились через пророка или на пророке, но над ним ежедневноисполняются».

И при этом добавляет: «Ибо тогда БожественныеПисания для нас становятся яснее, как бы жилы и мозги их открываются,когда опытность наша не только приобретает, но и предваряет пониманиеих, и смысл слов раскрывается нам не через изъяснение, а через дела».

Теперьв свете кратко изложенного учения отцов пустыни хотелось бы обобщитьосновные принципы молитвенного чтения Священного Писания, которое можносовершать келейно или в не больших группах. Прежде всего важностремиться к тому, чтобы это было не просто благочестивым упражнениемили методикой. Для этого необходимо неторопливое и медитативное чтение,которое совершалось бы не столько умом, сколько сердцем. Оно непреследует никаких практических целей, его единственная «цель» -напитаться Словом Божиим.

Чтение начинается и завершаетсямолитвой. Оно может быть келейным (личным) и коллективным (в приходах,группах). О том, что чтение в обществе братьев и сестер оказываетсячем-то незаменимым, красноречиво свидетельствуют слова ГригорияВеликого: «Многие места Святых Писаний я никогда бы не смог понять водиночку, но я понял их, читая в присутствии своих братьев. Я убедился,что именно благодаря им мне было дано познание и понимание Слова».

Камни преткновения на пути

 В связи со всем выше сказанным хотелось бы указать на некоторыеподводные камни, которые встречаются в практике молитвенного чтенияСвященного Писания.

Всегда существует риск того, чтомолитвенное чтение легко может превратиться в своего рода упражнениедля ума. Пусть те полчаса или час времени, которые вы находите дляблагодатного слушания Слова Божия, позволят приобщиться непрестанноймолитве и познанию неизменного присутствия Бога по ту сторону суетыповседневной жизни.

Укажем также и на другие камнипреткновения. Серьезную опасность представляет собой искушениефундаментализма, который под самыми благовидными предлогамипрепятствует пони манию буквального смысла Писаний. Чтение СвященногоПисания требует серьезной работы ума и сердца, в которой изучениебогословия, истории, археологии, древних и новых языков сочеталось бы стерпеливым слушанием Слова Божия под водительством Святого Духа.Нередко мы можем видеть попытки подменить этот труд слепы ми ссылкамина общепризнанные авторитеты.

Другим камнем преткновенияявляется искушение ложной духоносности, когда словом Писаний начинаютманипулировать для подтверждения каких-то субъективных суждений илииспользовать его как повод для рассуждений на посторонние темы.Наконец, существует соблазн сухого буквализма, когда ум постепеннопоглощается скрупулезным изучением буквы Писаний, не погружаясь в ихсмысл, не интересуясь личностью Христа.

Сегодня можноконстатировать, что убежденные верующие представляют собой своего рода«диаспору», меньшинство, которое находится в окружении безразличия,суеверий, пестроты религиозных традиций, всеобщего непостоянствавзглядов. Именно поэтому духовная жизнь и молитва как никогда должныпитаться Словом Божиим, чтобы само наше бытие в этом мире становилосьживой экзегезой Писания, чтобы через нас Слово Божие становилосьреальностью человеческой истории.

Итак, молитесь за нас,братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и увас, и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не вовсех вера. Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит отлукавого (2 Фес. 3, 1—3).

Иерей Димитрий Сизоненко