«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 6, 2008 год

Не бояться сеять

Дети

Есть такая профессия - «детей водить». Это ответственная и сложная работа, которая не знает шаблонов, как и сама жизнь. Слово «педагог» имеет греческое происхождение и буквально означает «детоводитель», то есть ведущий, воспитывающий ребёнка. Православный педагог ведёт детей к вере, в храм, к Богу. Это достойный и благородный труд. И от того, какими способами и в каких условиях «ведут детей», во многом зависит их нравственный выбор и дальнейшая жизнь.

ДЕТСКИЙ ХОР

В Князь-Владимирском соборе с 2000 года существует детский хор при духовном попечении настоятеля храма протоиерея Владимира Сорокина. Официальным днем рождения коллектива считается 4 ноября - праздник Казанской иконы Божией Матери. Потому что именно в этом соборе с 30-х годов и до недавнего времени хранилась одна из почитаемых святынь Петербурга - чудотворная икона Казанской Божией Матери, старинный список явленного в Казани чудотворного образа.

В 2002 году в дружной и творческой атмосфере родилось простое и емкое название хора - «Горчичное зернышко». Образ из евангельской притчи стал символом творческой деятельности коллектива. «Объявили конкурс среди детей и родителей на название хора, конкурс на лучший костюм для коллектива. Дети вместе с родителями придумывали. Присоединились художники, стали «делать» не только хор, но и поделки, сувениры, открытки на праздники. Так началась наша жизнь. Как воскресная школа, в которой вместе с хором родилось целое творческое объединение. После пения ребята идут на занятия по катехизации, занимаются иконописью, рукоделием», - рассказывает регент хора Елена Макарова. Первые выступления хора проходили перед прихожанами Князь-Владимирского собора и храма Новомучеников и Исповедников Российских. Потом были концерты в больницах, детских домах, приютах.

В хор приходят дети из разных мест. Есть ребята, пережившие потерю родных и близких, прошедшие трудный период жизни в приюте. Сейчас они живут в приемных семьях, но несколько лет назад встретились с руководителем хора в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Дом милосердия», где Елена Макарова уже восемь лет служит воспитателем. Благодаря этой встрече и обретению приемной семьи, хор стал еще одной стороной их жизни, дорогой к храму.

Несмотря на возрастные ограничения (с 6 лет), родители ведут даже самых маленьких своих чад, едва научившихся ходить и говорить. К ребятам постарше предъявляется еще одно требование - наличие музыкального слуха. Первоначально в хоре было 20 человек, на сегодняшний день это уже большой коллектив, насчитывающий более 40 детей. Хор состоит из двух групп - младшей и старшей. Средний возраст ребят - 13-14 лет. Ютятся они в 11-метровой «розовой» (как её нежно называют) комнате в церковных постройках, где находится место и для занятий воскресной школы, и для молодежной организации «Витязи». «В тесноте, да…» с надеждой рождаются творческие идеи, песни, проекты. По субботам ребята репетируют в крестильном храме Князь-Владимирского собора, а в ос-тальное время дома у своего руководителя. Сейчас в репертуаре хора церковные песнопения, духовные стихи, народные песни и самые разные произведения о добродетелях, о городе, об Отчизне.

ШКОЛА МОЛИТВЫ

Хоровое пение, как известно, один из основных видов церковного искусства. Но особенно важно, что это часть Божественной литургии, величание Господу, соборная молитва. Приобщение детей к высокой культуре исполнения духовных песен - один из верных путей к пониманию богослужений и к проникновению в сердце слова Божия.

Кроме рождественских, пасхальных и различных светских концертов, старшие ребята уже с первой годовщины организации хора не реже одного раза в месяц «приносят свой дар в храм» - поют на Божественной литургии. «Начинали ребята с простых и знакомых богослужебных песнопений, - рассказывает Елена Макарова. - Литургию изучали постепенно: сначала литургию оглашенных, потом всю целиком. Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин и протоиерей Виктор Иванов рассказывали детям об истории и значении тех или иных песнопений. Сейчас наш хор поет на Литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого, на Литургии Преждеосвященных Даров. В крестильном храме ребята поют Литургию целиком, а в храме Новомучеников и Исповедников Российских поют с взрослым хором антифонами, что очень красиво и интересно». Обычно дети особенно готовятся к этому событию и участвуют в Таинстве Евхаристии. Таким образом, литургические песнопения становятся для ребят этапом воцерковления, школой молитвы, соединяющей их душевный и духовный мир. Пасхальный тропарь «Христос Воскресе» ребята поют уже на 14 языках, подтверждая тем самым радость всего мира. Даже новичкам сразу дают тексты, ноты, и они стараются петь вместе со всеми.

«Это общее дело детей и родителей. Родители знают, что им дана такая возможность - послужить Богу тем, что они находятся здесь, в храме, со своим ребенком. И они на самом деле от этого счастливы. Ребенок поёт Богу, а родитель стоит с ним рядом и молится. Что может быть более счастливого?» - говорит Елена Макарова. Бывали и такие случаи в этом коллективе, что сначала ребенок начинал в храм ходить, а потом родители принимали Крещение.

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ

Руководитель хора взялась за решение ещё одной задачи - создания настоящей детской общины. Организация проживания на природе и общего быта - проверенный способ узнавания друг друга и укрепления коллектива. Опыт общения с окружающим миром, совместное преодоление трудностей учат осознавать простые и настоящие ценности - дружбу, добро, ответственность.

Первый выезд ребят на поселение в Лезье-Сологубовку состоялся в 2001 году при участии протоиерея Вячеслава Харинова, настоятеля восстанавливаемой в этом селе церкви Успения Божией Матери. Разрушенный храм и несколько церковных домов в очень плохом состоянии - всё, что осталось в наследство от богоборческого советского периода. Отец Вячеслав, в чьё ведение перешли эти постройки, разрешил хоровому коллективу создать там временное поселение.

Приехали пятеро взрослых и пятнадцать детей и организовали там лагерь. Так началась походная и паломническая жизнь хора, которая не ограничивалась изучением музыкальной грамоты. Потом одна мама предоставила для ребят свой дом в Псковской области, сделала там деревянные лежаки так, чтобы все смогли разместиться.

Святыни Новгородской и Псковской земли, Ивановской, Ярославской, Костромской области, Латвии, Эстонии - вот неполный список паломнических маршрутов ребят. Для расположения на природе куплены палатки. В других случаях принимающая сторона - общины храмов - поселяют юных паломников при церковных домах и в монастырях.

В 2006 году при содействии протоиерея Владимира Сорокина для ребят в Новгородской области был приобретён дом, который постепенно становится их летней базой. По желанию дети могут вместе с родителями или с педагогом выезжать в этот дом, принимать участие в его обустройстве, вести там хозяйство.

Экстремальные, с точки зрения городского жителя, условия жизни в походе или в простых деревенских условиях выявляют лучшие качества и детей, и взрослых. Совместные путешествия способствуют тому, что каждый ребенок начинает задумываться о взаимоотношениях с ближними, учится дружить, прощать, помогать. Как правило, это хорошо сказывается и на основном занятии - хоровом пении. В поездках ребята каждую неделю участвуют в Божественной литургии. Выступают с концертами для местных жителей.

Ребята ведут дневники, рисуют, делают фоторепортажи, работают в монастырях. Устраиваются также библейские часы. Дети и взрослые хором читают Библию, потом беседуют. Остается время и для активного отдыха - катания на лодках и на лошадях. В этом году коллектив планирует поездку по Волге и на фестиваль православных хоров в Финляндию.

Занятия. Руководитель хора Елена Макарова
Руководитель хора Елена Макарова

МИНУТЫ ОТКРОВЕНИЙ

Случаются в таких благословенных поездках настоящие духовные события. Елена Макарова рассказала о двух потрясающих явлениях: «Мы сидели у реки и пели «Ангел мой Хранитель, ты моя броня. Крыльями своими огради меня…». Умиротворение было необычайное, и вдруг кто-то из девчонок как закричит: «Елена Георгиевна, Ангел! Ангел!» И прямо над нами в небе возник солнечный силуэт из радуги, как будто огромный в полнеба ангел, что-то держащий в руках, как покров. Было хорошо видно, что это фигура ангела. Я плакала и говорила: «Дети, молимся!»… Или, например, как девочки-подростки глубоко переживали исповедь в Святогорском монастыре. Был такой случай. Мы поехали в поездку зимой. Жили в суровых условиях в доме, где надо было печку топить. Перед исповедью мы сидели, беседовали, готовились, читали покаянные слова. Исповедь была рано-рано утром. Девочки потом рассказывали: «Свечечка горит. Подходишь к священнику, он накрывает тебя епитрахилью. И ощущение такое возникает, что ты как будто в пещере, и пришел Бог, и Он такой ласковый, и что ничего не надо бояться. И уже ничего не страшно». Девочки плакали от радости. Испытали глубокие настоящие чувства. Ради таких минут многое стоит сделать».

ВРЕМЯ СОБЛАЗНОВ

Когда в жизни ребенка наступает подростковый, или так называемый «переходный», возраст, каждый переживает его по-разному. Но именно в это время влияние на ещё не сформировавшуюся личность ребёнка внешнего мира с его порой аморальными ценностями, плотскими соблазнами оказывается особенно сильным.

В этот период многие дети уходят из храма. «Это очень болезненно. Я их пытаюсь собрать всеми моими силами, всей своей творческой фантазией. Как бы их не отпугнуть, нарочито, утрированно не «задушить». Они уходят, потому что начинаются сомнения, и какие-то грехи серьезные появляются. Им кажется, что вернуться уже невозможно. Я вижу, как этим девчонкам и мальчишкам трудно. Мир обрушивается на них - друзья, дискотеки, клубы, желание этой поверхностной, пошлой оберточной жизни. Выбор неокрепшему человеку делать трудно», - говорит Елена Макарова. Молитва, любовь и терпение становятся главными помощниками воспитателей и родителей. Есть среди родителей-прихожан одна мама - православный психолог, которая разработала специальную программу-тренинг для подростков. Своими профессиональными методами она помогает ребятам понять, где истина и где ложь в окружающем их мире.

Но бывает, по словам руководителя, что родители в трудных тупиковых ситуациях относятся к хору как «духовно-музыкальной исправительной колонии». Не всегда они находят нужные слова для своих детей и не всегда бывают услышаны. И тогда общение с друзьями в христианской среде может помочь ребенку разобраться в себе, дать правильную духовную оценку тем или иным явлениям. В служении Богу, а таковым являются духовные песнопения, не может быть фальши, невнимательности, небрежности. Поэтому дисциплина всегда остается одним из главных способов организации коллектива. Но у ребят всегда остается свобода выбора - ходить на занятия, участвовать в богослужении никто не заставляет. Без напускной назидательности педагог лишь напоминает, что у них есть такая возможность.

ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ

Сейчас коллектив хора «Горчичное зернышко» воплощает новый молодежный проект. Ребята под руководством взрослых делают песенник для детей приютов, детских домов, колоний. Это будет иллюстрированный сборник под названием «Поющее сердце» с текстами более 100 песен о народе, о дружбе, о любви, о духовных ценностях, о Христе. Согласно замыслу, «это будут добрые песни о том, чего так не хватает детям, пережившим большие страдания. В пении выражается множество чувств и движений души. Простые и душевные песни - это такие ступени, которые приводят к духовным прозрениям, подготавливают почву, куда можно зернышко опустить».

Для изготовления первого тиража нашлись спонсоры. В настоящий момент песни в исполнении хора записываются на диск, который будет приложением к сборнику. Это кропотливая, долгая и профессиональная работа. Иногда помогают бывшие «выпускники» хора. Своим талантом и авторитетом они тоже призваны сыграть в этом деле существенную роль. Сборник будет иметь и собирательное значение. Хороших духовных и нравственных песен немало, но их приходится искать и словно открывать заново. Ребята объединены таким серьезным и важным делом. Это их личный вклад в социальное служение. Приблизительно через год около тысячи детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, получат этот подарок от своих сверстников. Тем более, что некоторые ребята из хора знают о приютах и детских домах непонаслышке.

ЕСТЬ НАДЕЖДА

Педагог не может знать, что будет с ребенком завтра, но должен нести ответственность за день настоящий: «Сегодня эти ребята молоды, и они христиане - сегодняшние, не завтрашние. Надо не бояться сеять». И если хотя бы малое семя удается заронить в детскую душу, то есть надежда, что человек всё-таки сделает правильный выбор. Даже одна совместная молитва, своевременный разговор или общий замысел может стать для него нравственным ориентиром на всю жизнь.

Конечно, в масштабах большого города жизнь и заботы этого коллектива - лишь малая доля, «горчичное зернышко» в воспитании подрастающего поколения, но здесь точно знают, куда и как «вести детей». У такого педагогического опыта есть настоящая духовная почва, без которой трудно себе представить нравственное возрождение нашего общества.

Наталья Братусь
Фото: Станислав Марченко