«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 6, 2007 год

Образ жизни и образ веры

Град ПетровКаковы проблемы современного образа жизни? Насколько достоверен образ окружающего мира, выстраиваемый СМИ? Об этом - программа, предложенная главным редактором радио «Град Петров» протоиереем Александром Степановым и кандидатом философских наук Мариной Михайловой.

Марина Михайлова: Часто говорят о здоровом образе жизни, о том, что лучший товар, который можно предложить потребителю, - это образ жизни. Всегда ли образ жизни, который нам навязывают, соответствует христианскому взгляду на мир?

Протоиерей Александр Степанов: Многие люди, не только верующие, шокированы напором новых взглядов. Происходит процесс сползания мощных слоев нравственных представлений. Это постепенно овладевает людьми. Например, реалити-шоу, настойчиво предлагаемые телевидением, поначалу воспринимались как нечто шокирующее, ненормальное. Постепенно нас приучают к тому, что разговор в таком тоне, на такие темы возможен. Нам как бы говорят: «Взгляните, ваша жизнь такая и есть». Или внушается мысль о том, что религия - атавизм прошлых времен и сейчас не нужна, мы - со­временные люди и смотрим вперед, а не назад.

Когда извне не поддерживаются взгляды, свойственные людям до последнего времени, человеку трудно устоять под этим страшным напором. Есть смысл этому противостоять, поддерживая людей в представлении о том, что нормы, к которым они привыкли, - действительно нормы, а не что-то несовременное и никому не нужное. Мы бы хотели поддержать людей, которые испытывают чувство неуверенности оттого, что мир меняется, и думают, не должны ли они меняться.

Н.Я. Мандельштам вспоминала, как в двадцатые годы интеллигенция обреченно смотрела на страшные вещи, не оказывая сопротивления. Сопротивлялись единицы, причем люди верующие, но в массе этого не было. Она пишет, что было широко распространено пред­ставление, воспитанное демократической средой дореволюционных лет: есть неизбежный ход истории, одна формация сменяет другую, как восход и закат солнца, и незачем восставать. Было мнение, что даже бежать за границу бессмысленно, потому что и туда неотвратимо придет мировая революция. Если ты будешь дер­жаться ценностей, на которых был воспитан и жил, кровавое колесо тебя раздавит. Раз это неизбежно, надо скорей перестраиваться. Эта иллюзия заставила многих людей от сопротивления отказаться. По-моему, сейчас происходит продолжение Октябрьской революции, разрушившей мощный пласт жизни, нравственности, культуры. Сейчас разрушение следующего пласта, более глубокого, идет не таким воинственным способом, как в революционную эпоху, но мы видим, как порой жестко отторгаются самые невинные попытки что-то уточнить. Говорят: «Надо жить только так». А мы скажем, что можно и по-другому.

М.Михайлова: Хотелось бы сделать акцент именно на альтернативе. Речь идет не о том, чтобы все опровергать, хотя есть вещи, с которыми приличный человек не смирится, а о создании возможности другого образа жизни.

При всех декларациях свободы в нашем обществе огромное количество репрессивных механизмов. Мода, реклама, СМИ задают искусственный стандарт и требуют соответствия ему под угрозой отлучения от современности. Как говорил известный деятель, «другой альтернативы нет». На самом деле альтернатива есть. Если человек хочет, он имеет право следовать стереотипам, но имеет право и не следовать им.

Это нелегко. Я помню, один из моих детей пришел из школы и сказал: «А ты знаешь, что так, как мы, уже никто не живет?» Непросто воспитать в детях уверенность в том, что есть широкий круг людей, разделяющих те же ценности.

Прот. А.Степанов: Дети по природе конформисты, они больше впитывают то, что принято. Ребенок так воспитывается, но если общество кормит его суррогатами, будет страдать нравственное развитие. Важная церковная задача - создание детской, молодежной среды, чтобы дети не чувствовали себя одинокими.

М.Михайлова: И взрослые испытывают давление стереотипов. Противостоять этому трудно, но от символической тирании можно освободиться.

Прот. А.Степанов: В советское время тирания была другого порядка и тоже требовала мужества от человека. Требуется определенное мужество.

М.Михайлова: Иногда требуется просто знание. Механизмы подавления и униформирования давно описаны в философии, но мы мало об этом знаем. Например, Э.Ноэль-Нойман в книге «Спираль молчания» исследовала механизмы общественного мнения. Как выстроить благоприятное общественное мнение? Очень просто: надо непрерывно по телевидению об этом говорить. Даже если только оплаченный журналист и тот, кто ему заплатил, придерживаются этой концепции или поддерживают данного политического лидера, это неважно. Если про это нам говорят каждый день по всем каналам, возникает ощущение, что уже все давно согласны, и только я один - аутсайдер. И человек, даже если он против, молчит. Как противостоять общепринятому?

СМИ присвоили статус голоса народа. Нас убеждают: по телевизору - правда. Иногда этот тезис считают рудиментом советского времени, но на Западе ситуация такая же. По-видимому, это древний механизм: телеведущий - шаман, он произносит заклинательные формулы, они становятся частью нашего сознания, и мы уже не разграничиваем то, что я думаю, и то, чему меня научили.

Реклама строится между полюсами «будь, как все» и «не будь, как все». Нам вменяется необходимость самовыражения, построенная на простых началах: чтобы не быть как все, все купят одну и ту же машину. Или: «Пиво для сильных мужчин». И все мужчины думают: «А я-то кто?» Действует.

Прот. А.Степанов: Успешное продвижение товара связано не просто с рекламой его качества, говорится о том, что приобретение товара приобщает к избранным, определяет стиль жизни. Вокруг вещи возникает определенная атмосфера, реклама направлена на предложение стиля жизни. Товар становится деталью красивого образа. Ни к чему такому покупка, скажем, порошка «Ариэль» не приобщает, но иллюзия создается. Более того: продвигающие товар люди формулируют модели жизни и нам их активно предлагают.

М.Михайлова: В слове «образ» два значения: способ и картина. Способ жить и изображение жизни взаимосвязаны, человек в своей жизни опирается на образцы. Ответственность христианства перед миром заключается не столько в создании образца для подражания, сколько в том, чтобы артикулировать евангельскую точку зрения на мир, и тогда каждый может свободно строить свой образ жизни, опираясь на проч­ное основание веры.

Два ярких типа православного: первый - люди, которые виртуозно освоили богословскую традицию, но, к сожалению, знание не влияет на быт. А мы живем не только тогда, когда читаем хорошие книги, но и во все остальное время.

Второй вариант распространен еще больше. Это православие как бытовая экзотика. Люди строят жизнь по заветам отцов, не задумываясь о том, что отцы жили в другие времена, тогда были другие черты реальности. Как найти середину, чтобы не жить в историческом заповеднике и не пребывать в отвлеченном богословии, а создать образ жизни, в котором Евангелие применяется к современности? В «Дневниках» о. Александра Шмемана есть видение опасной дистанции между церковной жизнью и повседневностью.

Прот. А.Степанов: Органичное воплощение христианского идеала в жизни - сложная задача. О.Александр ставит вопрос: когда христианство было адекватно самому себе в реальном историческом воплощении? Трудно сказать. Христианство не от мира сего, поэтому всегда будет некоторое напряжение. Но человек по природе своей стремится к цельности жизни. Опасно выдумывать церковную жизнь, создавать заповедник, пытаясь уйти от мира, не находя в современной культуре ничего, что отвечало бы евангельскому идеалу. Здесь есть невнимательность, нетонкость подхода. Христос говорит: «Идите в мир, но не будьте от мира».

Вопрос не в том, чтобы механически отделить себя от людей, а в том, чтобы увидеть в жизни положительное. Опыт показывает, что нет ничего хуже, чем на высказанное суждение, даже далекое от христианского, сказать сразу: «Нет».

Мудро поступал владыка Антоний Сурожский. Ему человек абсолютно неверующий высказывает некое суждение, крайне нехристианское. Он не отрицает, а говорит: «Вы правы». Потом он начинает разворачивать мысль и честно обнаруживает правду, но затем показывает и ее неполноту. Нам необходимо увидеть относительную правду в мире сем. Крупицы этой правды существуют и рассеяны повсюду, но они именно рассеяны, как крупицы, и в сознании людей не собраны вместе. Наша задача - попытаться увидеть то доброе, что в этом мире все-таки есть, и на это опираясь, показать и другое, свидетельствовать о Христе.

М.Михайлова: Противоположная процедура тоже небесполезна. Честертон говорил: «Христианин - это противоядие от того вида зла, который отравляет мир в его время». Христианская закваска борется с ядами, продуцируемыми культурой. Важно и увидеть доброе, открыться навстречу, и увидеть опасности, предостеречь. Христианство живет в естественной среде. О.Александр Мень говорил: мы склонны идеализировать раннее христианство, но христианин выходил из дома, шел по улице, где ристалище с одной стороны, цирк с другой стороны… Проблемы всегда те же, и задача Церкви - говорить на языке своего времени.

Прот. А.Степанов: В чем смысл жизни, к чему человек призван Богом: отвечает ли сегодняшний мир на эти вопросы?

М.Михайлова: Всегда люди хотели это знать, и сегодня тоже нам предлагаются ответы. Мне попался недавно глянцевый журнал. Раньше читали, скажем, «Новый мир», там были серьезные тексты. Глянцевый журнал - много рекламы и, по Гоголю, «легкость в мыслях необыкновенная». Везде «мнение экспертов», но непонятно, где таких экспертов набрали. В журнале написано: «Конечно, богатство лучше, чем слава». Нам говорят: хорошо быть знаменитым, но богатым - еще лучше. Тогда цель жизни человека - заработать много денег и все купить. Так ли это?

Мы живем в цивилизации невроза, самые распространенные болезни - нервные расстройства. Почему? Потому что у всех есть ощущение, что мы живем неправильной жизнью, которую нам всячески пытаются преподнести как правильную. Христианство - мощная альтернатива этому.