«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 6, 2007 год

Встреча епископа

Богослужение в Спасе на Крови

Слово «Церковь» - греч. экклесия (ε̉κκλησία) - означает «собрание». Местом этого собрания, «собора», с самых древних христианских времен, как и сейчас, служит храм. Здесь собираются воедино верующие во имя Христово, здесь происходит единение неба и земли и всего творения - здесь проявляется сущность и назначение Церкви.

Основным делом, ради которого собирается собрание верующих, была и остается Литургия, что в переводе с греческого (λειτουργία) и означает «общее, или общественное дело», «общественная служба». Важнейшее действо Литургии составляет Таинство Евхаристии (греч. ε̉υχαριστία - «благодарение»). Совершителем Евхаристии, как и любого другого Таинства, является единственный в своем роде Первосвященник (Архиерей - α̉ρχιερεύς) - Господь наш Иисус Христос. Его невидимое главенство во время евхаристического собрания видимым образом являет предстоятель - таково древнейшее богослужебное наименование того, кто возглавляет данное евхаристическое собрание в данном храме. Он предстоит братии.

Со времен апостолов предстоятелем на Литургии выступает епископ - глава местной церкви, понимаемой изначально как конкретная община верующих в конкретном месте. Лишь в V веке, с резким увеличением числа верующих, а значит, и количества общин, пресвитер, или иерей (священник), из экстраординарного предстоятеля Евхаристии как заместителя епископа в данной общине превращается в предстоятеля «ординарного». Неудивительно, что именно архиерейская Литургия (во время которой предстоятелем выступает сам архиерей, то есть епископ, например, митрополит) до сего дня сохранила многое из древних форм, а значит, и духа ранней евхаристической практики.

Архиерей являет силу священства Христова - Того, Кто «пребывает вечно, имеет и священство непреходящее…» (Евр. 7, 24). Христос «не отлучается, но пребывает неотступно» (из тропаря Вознесения Господня) - пребывает в Церкви и Святым Духом наполняет всю ее жизнь. Епископ - не «представитель» и не «заместитель» Христа. В Таинстве он являет невидимое присутствие Его Самого, чтобы собрание осознало себя Телом Христовым.

Так, уже встреча архиерея перед началом Литургии в храме становится встречей нами, собранием, входящего в него Христа. «Церковь, - пишет свт. Иоанн Златоуст, - есть общий для всех нас дом, и вы предваряете нас, когда мы входим… Поэтому сразу после мы приветствуем вас преподанием мира».

При приближении архиерея к храму звонят колокола. Духовенство в облачении выходит из алтаря к вратам храма и становится в два ряда. Войдя в храм, епископ благословляет крестом всех собравшихся. Хор поет стихи Псалма: «От восток солнца до запад хвально Имя Господне. Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века» (Пс. 112, 3. 2), а затем протяжно и торжественно - гимн Пресвятой Богородице, во время которого архиерей шествует к Царским вратам и читаются входные молитвы. Затем поется, по давней традиции, на греческом языке: «Тон дэспотин кэ архиереа имон, Кирие, филаттэ ис полла эти дэспота» («Владыку и архиерея нашего, Господи, сохрани на многая лета»), а архиерей благословляет всех собравшихся.

Проследовав в центр храма, епископ восходит на архиерейский амвон (называемый еще кафедрой) при пении: «На гору Сион взыди, благовествуяй и Иерусалиму проповедуяй, в крепости вознести глас: преславная глаголашася о тебе, граде Божий, мир на Изра­иля и спасение языков» (ср. Ис. 40, 9). Здесь совершается торжественное облачение архиерея в богослужебные одежды - чин, сопровождаемый пением: «Да возрадуется душа твоя о Господе; облече бо тя в ризу спасения и одеждою веселия одея тя, яко жениху возложи ти венец и яко невесту украси тя красотою» и имеющий также большое символическое значение.

Белая рубаха - архиерейский камисий, или подризник, - крещальная белая риза, символ чистоты и прощения грехов. Это одежда самой Церкви - нового творения. Пояс - знак послушания, собранности и готовности к служению, на которое он послан от «Господина своего», по благодати Которого и служит. Поручи означают, что руки, которыми он благословляет и священнодействует, уже не его, но Христовы. Омофор, имеющий форму длинной широкой ленты, лежащей на плечах, - образ принятия Спасителем нашей природы для ее обожения и знак того, что это священство Самого Христа. Саккос (архиерейская риза), митра, панагия - слава Церкви, красота новой жизни, прообраз Царства Божия и Царя, навеки «воцарившегося и в лепоту облекшегося…». Жезл, или посох, - знак высшей пастырской власти.

Протодиакон произносит евангельские слова, обращая их к архиерею: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца нашего, Иже есть на Небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь» (Мф. 5, 16).

Преемнику апостольской благодати Христос напоминает об обязанности быть «светом миру».

Архиерею подают дикирий (две скрещенные свечи - символ двух естеств Христа, божественного и человеческого) и трикирий (три свечи, символизирующие Троичность Бога), которыми он осеняет народ на четыре стороны.

Торжественная встреча Христа завершается каждением - древнейшим приветственным ритуалом. Мы встречаем архиерея так, как встречали древних царей, и в нем приветствуем Христа, посетившего церковное собрание.

Текст: Дмитрий ФУНТУСОВ
Фото: Юрий КОСТЫГОВ