«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 12, 2007 год

От архиерея к архиерею

Митрополит Владимир (Котляров)

От апостолов до наших дней не прекращается преемство епископской благодати, которую принимает каждый архиерей в Таинстве хиротонии. Без пяти лет юбилей архиерейского служения нашего Владыки 30 декабря 2007 года послужил поводом для небольшого «генеалогического» исследования.

Сергей Фирсов доктор исторических наук, профессор СПбГУ

История епископских хиротоний, безусловно, неотъемлемая и важная часть церковной истории. Эта важность проявляется не только в «формальном», т. е. фактологическом знании «дат и имен», но и в ином - уяснении роли Провидения в жизни и судьбе посвящаемого. Святой Игнатий Богоносец писал, что епископ в Церкви носит образ Самого Бога, занимая в общине то место, которое Христос занимал на Тайной Вечере. Церковная иерархия - есть церковная власть, призванная к служению любви и всегда представляемая во времени определенным архиереем. Исследовать историю жизни архиерея как архиерея, думается, невозможно без того, чтобы понять - через кого в чреде поколений он получил посвящение. Подобные исследования лучше многих абстрактных рассуждений позволяют понять, что в человеческой судьбе не бывает случайностей, что Божий Промысл - великая реальность.

В год сорокапятилетия хиротонии владыки, думается, стоит упомянуть о тех, кто участвовал в его хиротонии, проследить - от кого они сами приняли благодать епископства. Представляет интерес и то, насколько епископы, участвовавшие в хиротонии владыки Владимира, равно как и хиротонисавшие хиротонисавших его, были связаны с Санкт-Петербургом.

Патриархи Алексий I и Григорий IV

Итак, 30 декабря 1962 года за Божественной литургией в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Владимир был рукоположен во епископа Звенигородского, викария Московской епархии Святейшим Патриархом Алексием (Симанским; 1877-1970), возглавлявшим хиротонию, а также митрополитом Пименом (Извековым), будущим Патриархом, архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом (Ротовым; 1929-1978), архиепископом Сурожским Антонием (Блумом; 1914-2004) и епископом Венским и Австрийским Филаретом (Денисенко; 1929). И Патриарх Алексий, и митрополит Пимен, и архиепископ Никодим в разные годы были связаны с Петербургской-Петроградской-Ленинградской епархией. Святейший Алексий, ближайший помощник Патриарха Сергия (Страгородского; 1867-1944), с 1932 года и до своего избрания на Патриарший престол был митрополитом Ленинградским, эту же кафедру в 1961-1963 годах занимал и владыка Пимен, которого сменил ставший к тому времени митрополитом владыка Никодим. Их хиротонию (соответственно в 1957 и в 1960 годах) также возглавлял Патриарх Алексий.

К тому времени Святейший был старейшим архиереем Русской Церкви, получившим епископское посвящение в 1913 году. Его хиротонию возглавлял прибывший в Россию на празднование 300-летия Дома Романовых Патриарх Антиохийский и всего Востока Григорий IV (Хаддад; 1859-1928). Патриарх Григорий IV был знаком с духовным наставником о. Алексия (Симанского) - архиепископом Новгородским Арсением (Стадницким; 1862-1936), который и пригласил в Новгород высокого гостя. Вместе с Патриархом в хиротонии принял участие архиепископ Арсений и епископы: Никон (Рождественский; 1851-1918), Евсевий (Гроздов; 1866-1929), Иоанникий (Дьяков) и Вениамин (Казанский; 1873-1922). Не имея возможности проследить хиротонию Антиохийского Патриарха и решая задачу исследования хиротонии русских архиереев, обратим внимание на двух архипастырей, принимавших участие в таинстве: архиепископа Арсения и епископа Вениамина.

Митрополит Арсений и священномученик Вениамин

Будущий митрополит, владыка Арсений на Поместном Соборе 1917-1918 годов был одним из трех кандидатов на Российский Патриарший престол, а владыка Вениамин (Казанский) весной 1917 года свободным голосованием клира и мирян Петроградской епархии был избран архиепископом Петроградским и Ладожским, в том же году получив и сан митрополита. Спустя пять лет, обвиненный в сопротивлении изъятию церковных ценностей, владыка оказался под арестом; его предали суду и в августе 1922 года - расстреляли. Лишь в 1990 году его «дело» пересмотрели и прекратили - «за отсутствием состава преступления». А два года спустя митрополит Вениамин был причислен к лику святых как священномученик, став небесным покровителем Санкт-Петербурга. Епископская хиротония владыки Арсения состоялась в феврале 1899 года в храме Христа Спасителя. Будучи тогда ректором Московской Духовной академии, владыка получил титул епископа Волоколамского, третьего викария Московской епархии.

Священномученик Владимир

В тот период времени митрополитом Московским был владыка Владимир (Богоявленский; 1848-1918), который и возглавил хиротонию архимандрита Арсения. В дальнейшем, после смерти в ноябре 1912 года митрополита Антония (Вадковского; 1846-1912), митрополит Владимир возглавил Санкт-Петербургскую/Петроградскую кафедру, пробыв в Северной столице в течение трех лет и в ноябре 1915 года получив в управление Киевскую кафедру. Убитый в январе 1918 года рядом с Киево-Печерской Лаврой, владыка Владимир стал одной из первых жертв антицерковных гонений. В 1992 году он был канонизирован Архиерейским Собором РПЦ как священномученик. Провиденциально, что канонизирован сщмч. Владимир был в то же время, что и сщмч. Вениамин, чью епископскую хиротонию в 1910 году возглавлял митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский).

Митрополит Исидор

Хиротонию владыки Владимира (Богоявленского) летом 1888 года возглавлял митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор (Никольский; 1799-1892), в то время - старейший иерарх Русской Церкви, годом раньше (1887) хиротонисавший и Антония (Вадковского). Этот иерарх возглавлял столичную митрополию более 32 лет, родившись в эпоху Императора Павла I и скончавшись за два года до воцарения последнего российского самодержца. Владыка Исидор принял таинство хиротонии в октябре 1834 года в Чудовом монастыре Москвы от рук выдающегося церковного деятеля Русской Церкви имперского периода - святителя Филарета (Дроздова; 1782-1867). Свое архипастырское служение владыка Исидор начал как епископ Дмитровский, викарий Московского святителя.

Святитель Филарет

Свою славу выдающегося церковного администратора и богослова хиротонисавший владыку Исидора (Никольского) свт. Филарет приобрел в Санкт-Петербурге, с церковной и политической жизнью которого связаны многие годы его жизни. Именно он стал первым действительным доктором богословия в России (в 1814), являясь в то время ректором столичной Духовной академии. В столице же, 23 июля 1817 года, по представлению митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского Амвросия (Подобедова; 1742-1818), он был назначен епископом Ревельским, викарием Санкт-Петербургской епархии, оставаясь и далее ректором академии. А вскоре, 5 августа, в Троицком соборе Александро-Невской Лавры митрополитом Амвросием, возглавившим хиротонию, будущий святитель был рукоположен во епископа.

Разговор об апостольском преемстве можно было бы продолжить и далее, но, думается, сказанного достаточно для того, чтобы сделать некоторые заключения. Среди тех, кто таинством хиротонии оказался связан с митрополитом Владимиром - причем удаляясь только лишь на 150 лет в глубь времен, - и великие богословы (свт. Филарет), и священномученики (митрополиты Владимир и Вениамин), и Патриархи (Алексий I и Пимен).

Если представить сказанное в виде краткой формулы, то придется сказать, что преемственно связанные таинством хиротонии с владыкой Владимиром архиереи в большинстве случаев были и его предшественниками в качестве Санкт-Петербургских иерархов. Это ли не лишнее доказательство действия Провидения в истории, не только рационально понимаемой, но и чувствуемой религиозно!



Архиереи, преемственно связанные таинством хиротонии с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром