«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 10, 2007 год

Дома за партой

Алексей Карпов

Уже 14-й год я учу своих детей дома сам. В школе они только сдают экзамены. Трое старших уже окончили школу, так что сейчас данным процессом охвачена лишь младшая дочка. Успехи у нас хорошие - все учатся почти на одни «пятерки», один из сыновей даже получил золотую медаль. Но дело не только в интеллектуальных знаниях. Семейное обучение открывает массу возможностей, являющихся для обычной школы пока что просто фантастическими.

Алексей Карпов
педагог, писатель, художник

Не все знают, что семейное обучение - это одна из юридически узаконенных форм образования. Родители заключают с государственной школой типовой договор. Школа обязуется предоставить учебники, консультации и принять экзамены (или оценить знания в другой форме: сочинения, контрольные и т. п.). Родители берут на себя ответственность за обучение своего ребенка и сами осуществляют весь учебный процесс.

Ребенок числится в школе, приписан к определенному классу. По окончании школы он получает аттестат. На общих основаниях можно получать денежные пособия, проездные документы и т. п. Причем для перевода из класса в класс достаточно сдавать не все предметы, а только основные (в начальной школе, например, это русский, чтение, математика и природоведение).

Обучение осуществляется по государственной программе, так что ребенок всегда может перейти к обычному посещению школы. Так мой сын Коля последние три года отучился в школе - ему захотелось больше общаться, участвовать в школьных туристических мероприятиях.

И еще очень важное замечание. Не только родитель решает, что его ребенок будет учиться дома. Ребенок сам тоже должен решить этот вопрос, взять на себя определенную ответственность.

Зачем это нужно?

Семейное обучение - это принципиально иная жизненная ситуация для ребенка, подростка, да и для семьи в целом. Исчезает необходимость ежедневно полдня проводить в школе. Исчезает жесткая привязанность к обычной структуре школьных требований. Меняется круг общения. Открываются просторы для самых разнообразных видов деятельности. Появляются возможности для радикального улучшения и облегчения учебы.

Все дети разные. Для кого-то общение в классе - необходимая часть жизни. Для кого-то важно учиться у конкретного учителя. Кому-то нужен ежедневный строгий ритм и распорядок государственной школы…

Но есть и такие дети, которым трудно, неудобно и не нужно регулярно ходить в школу, для которых гораздо лучшими являются индивидуальный стиль и гибкий режим обучения в семье. Для всех моих детей это было именно так.

Старшая дочка Алена росла очень общительной девочкой. Она много времени проводила в церкви, пела в хоре, посещала художественную студию, занималась танцами, любила ходить в гости… Когда мы начали со второго класса учить ее сами, то Аленушке стало гораздо проще все успевать. Ведь при индивидуальных занятиях мы справлялись со школьной программой за 2-3 часа в день.

А старший сын Тимоша рос с очень буйным и упрямым характером. В школе он бы не учился, а лишь мотал нервы учителям. Само слово «дисциплина» вызывало у него бурный протест. А уж о регулярном режиме занятий и о выполнении всех стандартных школьных требований и речи не шло. Это как раз та ситуация, когда семейное обучение - единственный путь дать ребенку нормальное образование.

Конечно, мне пришлось потратить немало времени, сил и нервов, чтобы выучить Тимошу, чтобы в начальных и средних классах дать ему базовые знания и постепенно помочь стать организованным. Главную роль играло то, что я мог максимально гибко варьировать учебный процесс, приспосабливаясь к сложному характеру сына.

В старших классах Тима быстро повзрослел, стал учиться совершенно самостоятельно, сумел подготовиться и поступить в серьезный вуз. Первый курс он окончил на все «пятерки», учится с большим энтузиазмом, помогает ребятам на курсе и младшей сестре - у него проявилась склонность к преподавательской деятельности.

Второй мой сын, Коля, рос очень организованным. Но мне не хотелось отдавать его в школу, так как я опасался отрицательного влияния сверстников, боялся, что он свяжется с плохой компанией. А дома я мог больше влиять на круг его общения, направлять его активность в правильное русло.

С девяти лет Коля стал сам ходить на службы в храм - не только в выходные, но и в будние дни. Это была его инициатива. И конечно, то, что он был свободен от школьного режима, значительно облегчало ситуацию - у него хватало времени и на службы, и на учебу, и на прогулки, и на другие дела.

Ну, а младшая дочь Машенька - девочка тихая и послушная. Ее не влечет активная жизнь в коллективе. Она любит поспать подольше, почитать, поиграть с нашими домашними зверюшками… Да и по хозяйству она моя главная помощница, и в работе над картинами помогает. Учить ее дома легко и удобно - тем более что процесс уже налажен.

Родитель - педагог

Хочу особенно подчеркнуть, что я никого не агитирую за семейное обучение. Дело это для родителя не простое. Здесь требуется подходящий тип личности. Не каждому по душе педагогический труд, не все люди могут его осилить. Но вот педагогическое образование вовсе не обязательно. Вполне можно учиться преподавать по ходу дела.

Да, у родителя нет многих профессиональных знаний и навыков, не хватает опыта. Но зато он может уделить своему ребенку много-много душевных сил и времени. И это является огромным преимуществом.

Часто спрашивают, как же я один могу преподавать все предметы. Дело в том, что я стараюсь не столько пересказывать содержание учебника, сколько приучать детей работать самостоятельно. Конечно, на первых порах приходится многое объяснять. Но даже в младших классах ребенок может учиться, просто читая учебник.

В школе дети получают больше различных знаний, там есть специалисты по разным дисциплинам, более широкий круг общения и информации. Дома - существенно уменьшается время занятий и появляется возможность сосредоточиться на глубоком усвоении базовых знаний. И при этом развивается самостоятельность.

Для меня огромное значение имеет то, что как педагог я свободен. Я могу выбирать методы и режимы обучения, не оглядываясь на инструкции и начальство. Я могу строить весь процесс так, как считаю нужным.

Ключ к успеху - хороший психологический контакт с детьми. Если его нет, то ничего не получится. Я вообще больше ориентируюсь на свою интуицию и на понимание ребенка, чем на методики и логические схемы.

Еще одно необходимое условие успеха - системность и организованность всех действий родителя. Нужно видеть весь процесс целиком. Нужно предвидеть возможные трудности. Нужно согласовывать с учителями в школе режим и условия сдачи зачетов.

Да, все это требует времени, сил, каких-то материальных условий. Мне финансово помогали родственники и друзья. Но моя ситуация особенная: я остался совсем один с тремя детьми. На мне кроме учебы лежало множество забот. И все же удалось справиться, с Божьей помощью.

Обычный вопрос

Всегда спрашивают: «А как же дети научатся общаться?». Но я знаю немало людей, которые ходили 10 лет в школу, но нормально общаться так и не научились. Дело не в количестве времени, проводимого в коллективе. Дело в практическом понимании того, как строить отношения с людьми. И, конечно, я уделял данному вопросу серьезное внимание.

Трое моих старших детей выросли социально адаптированными и очень общительными. Они ходили в кружки, в спортивные секции, в художественную школу, в церковь, играли во дворе, занимались туризмом… Например, тяжелый трехнедельный лодочный поход - это очень эффективная тренировка взаимодействия в коллективе. И она много серьезнее обычной школьной тусовки.

Стереотип, что воспитание и обучение должны быть только коллективными, - это наследие советской системы. В действительности надо совмещать индивидуальный и коллективный подходы. А каково должно быть их соотношение, следует решать исходя из интересов ребенка и жизненных возможностей.

До революции в России традиция семейного обучения была самой сильной в мире. Тогда это было естественно, считалось нормой. Сейчас традиция возрождается.