«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 10, 2007 год

Великий вход

Жертвоприношение составляло сердцевину всякой религии с первых дней человечества.

В минуты скорби или радости, опасности или благоденствия человек, возвышаясь духом, стремился поделиться с Богом самым дорогим: так выражались и благодарность, и просьба об избавлении, так восстанавливалось общение с Богом.

История донесла до нас и страшные примеры - вплоть до принесения в жертву людей и даже своих детей. И только приход Христа, добровольная жертва Бога, принесшего и принявшего ее, показал людям: жертвовать можно лишь самим собой.

Бескровная жертва на Евхаристии и есть воспоминание о той единственной Жертве, которая была принесена Христом на Голгофе. Оно составляет суть Литургии верных и начинается с торжественного перенесения Даров - хлеба и вина, приготовленных заранее, еще до начала Литургии - с жертвенника на престол.

В старые времена жертвенник находился не в алтаре, а отдельном помещении, часто даже вне церкви. Все члены общины приносили туда каждый свои «дары», т. е. пищу, из которой диаконы перед службой отбирали самое лучшее и подходящее для совершения Евхаристии.

В ранней Церкви диаконское служение было служением деятельной любви: диаконы «пеклись о столах» (Деян. 6, 2-3) - следили за тем, чтобы все члены Церкви были одеты, обуты и не нуждались в самом необходимом. Поэтому именно диаконы занимались отбором приношений для Евхаристии.

Позже, когда большая часть Византийской империи была христианизирована, традиция принесения продуктов в храм постепенно отмерла, а процесс отбора лучшего из принесенного трансформировался в проскомидию - приготовление хлеба и вина для совершения Таинства. Причем примерно до XIV века проскомидия по-прежнему совершалась диаконами.

Позже было соборно принято решение о том, что «диакон да не дерзнет совершать священнодействие». На проскомидии сам процесс приготовления агнца выглядит как символическое жертвоприношение: приготовление евхаристического хлеба - как заклание Агнца; вливание вина в чашу - как излияние крови и воды из ребер Господа.

Сегодня проскомидия совершается священниками. Во время нее поименно поминаются члены Церкви, за которых вынимаются частицы из богослужебных хлебов - просфор (это слово переводится как «приношение»). В самом конце Литургии эти частицы опускаются в чашу для Причастия. Таким образом, современная Церковь до сих пор хранит практику Церкви древней - принимать в храме посильную жертву на «общее дело» (так, напомним, переводится с греческого «Литургия»), хотя и в символической форме.

Столь подробное рассмотрение проскомидии объясняется тем, что перенесение Святых Даров с жертвенника на престол является, по сути, заключительным моментом в процессе их приготовления для Евхаристического воспоминания. Поэтому он и обставлен особой торжественностью, представляя собой медленную, сосредоточенную процессию, плавно движущуюся при неспешном пении Херувимской песни.

В современном богослужении Херувимская песнь существует в четырех различных вариантах. Чаще всего хор поет: «Иже херувимы, тайнообразующе, и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

В Великую субботу (и на Литургии апостола Иакова) Херувимская песнь начинается словами «Да молчит всякая плоть человеча…». В Великий четверг многократно поется тропарь «Вечери Твоея тайныя днесь…», а на Литургии Преждеосвященных Даров Херувимская начинается словами «Ныне силы небесные с нами невидимо служат…».

Херувимские песни проникнуты двумя основными мыслями. Первая из них - о единстве Церкви небесной и земной: «Мы - таинственным образом - херувимы, воспевающе трисвятую песнь Троице, откладываем в сторону всякую житейскую печаль…». Вторая же и главная мысль песни прославляет царское достоинство Христа: «… поднимем Царя всех ангельскими (невидимо) чинами, носимого на копьях» (в древности воины поднимали щит с императором на копьях, чтобы все могли увидеть повелителя во время триумфа). Приношение Даров воспринимается как триумфальный Царский вход: пожертвовав Собой, Христос «воцарился», восстановив Свое владычество над небом и землею, узурпированное «князем мира сего».

Во время пения Херувимской совершается Великий вход. На архиерейской Литургии духовенство приносит Святые Дары с жертвенника, а епископ встречает их, стоя в Царских вратах. При этом совершается поминовение всех членов Церкви, начиная с Патриарха и правящего архиерея.

Этим поминовением все включаются в память Христову и в Божию любовь, которой Он «держит» мир. В этом поминовении нет различия между живыми и мертвыми, потому что «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 23). Затем Дары ставятся на престол, и таким образом все готово к главному священнодействию - церковному воспоминанию о Тайной вечере и спасительной Жертве Христовой, что и составляет суть Таинства Евхаристии.

Текст: Дмитрий Фунтусов
Фото: Юрий Костыгов